В фокусе: регуляторная политика

12 / 10 / 2015

приняли

17 сентября депутаты ВР Украины приняли Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» (относительно повышения прожиточного минимума и минимальной заработной платы)».

Данным нормативно-правовым актом предусмотрено повышение прожиточного минимума с 1 сентября 2015 года. Итак, для трудоспособных лиц он составит 1378 грн. Соответственно, с 1 сентября минимальная зарплата будет равна 1378 грн, то есть, вырастет на 13,1 %.

Что же касается влияния этого закона на украинский бизнес, то оно будет заключаться в следующем:

  • увеличатся расходы на оплату труда, так как минимальная заработная плата — законодательно установленный размер заработной платы за неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ);
  • в Украине минимальная заработная плата является базовым указателем для просчета множества других платежей (в частности — налоговых), соответственно, изменится размер налоговой социальной льготы, ставка единого налога, размер суточных и т. д.;
  • повышение минимальной заработной платы повлияет на размер всевозможных штрафных санкций;
  • следует отметить изменения, которые коснутся разного рода платежей (например, судебного сбора) и минимальных размеров других величин (например, минимального уставного капитала акционерного общества).

Подытожив, можно сказать, что повышение минимальной заработной платы, безусловно, —положительное изменение, однако тот факт, что сделано это было на 2 месяца раньше, чем предполагалось, несколько затрудняет восприятие любого рода новшеств, если они незапланированные, всегда являются стрессом, и для украинского бизнеса в том числе.

Александр Выговский, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

зарегистрирован

Зачем Украине нужен еще один государственный банк? 

Недавно в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона Украины об Украинском государственном банке развития №2557а. Речь идет о создании банка, аналогичного финансовым учреждениям, действующим во многих странах мира. Задекларированную цель создания такого банка – стимулирование развития экономики посредством финансирования приоритетных для государства программ и проектов – можно только приветствовать: в условиях острого дефицита государственного бюджета и необходимости обслуживания существенного государственного долга денег для такого финансирования не всегда хватает. Не секрет, что выделяемые на подобные проекты бюджетные средства далеко не всегда расходуются по целевому назначению, в том числе и по причине отсутствия надлежащей системы контроля и мониторинга. Напротив, банки, выдающие целевые кредиты, обычно более тщательно подходят к изучению финансово-экономического обоснования проекта, рисков, связанных с его реализацией, анализу финансового состояния должника, а также тщательно следят за расходованием кредитных средств по их целевому назначению. Предполагается, что данную роль и будет играть создаваемый банк – минимизировать кредитный риск для государства и уменьшать использование коррупционных схем при расходовании бюджетных средств. Кредит в таком банке смогут получить только юридические лица, соответствующие критериям отбора, которые будут установлены банком.

Кредитование физических лиц законопроект запрещает в принципе. При этом выдача кредитов будет носить целевой характер; предполагается, что деньги будут в первую очередь направляться на финансирование инфраструктурных проектов, социальных программ, производств, обеспечивающих импортозамещение или имеющих экспортный потенциал, приоритетных отраслей национальной экономики.
 
Инна Рудник, юрист Юридической фирмы «Лавринович и Партнеры»

вступил

1 сентября 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора» № 484-VIII от 22 мая 2015 года («Закон»). Отныне минимальный размер судебного сбора, подлежащий уплате предприятием при обращении в суд, составляет 1,5 % от суммы иска (но не менее 1 минимальной заработной платы). Верхняя граница размера судебного сбора при подаче иска в суды общей юрисдикции отсутствует. К примеру, банк, обращаясь в суд с иском о взыскании долга с физического лица в размере 10 млн грн, будет обязан дополнительно уплатить 150 000 грн судебного сбора.

Для хозяйственных споров верхний лимит установлен в размере 150 минимальных заработных плат, что в настоящее время составляет 182 700 грн.

Более того, если ранее ставки судебного сбора за подачу апелляционной и кассационной жалоб составляли соответственно 50 % и 70 % от суммы сбора, уплаченного при подаче иска в суд первой инстанции, то теперь судиться с каждой последующей инстанцией становится все дороже, так как ставки установлены в размере 110 % при подаче апелляционной жалобы и 120 % – при кассационной.

Сегодня реализация права на доступ к правосудию – удовольствие не из дешевых. Вероятно, нововведения будут содействовать развитию института медиации и внесудебному урегулированию споров.

Следует отметить и позитивные стороны Закона. Если ранее государственные органы были освобождены от уплаты судебного сбора, что позволяло им подавать тысячи безосновательных исков, то Закон лишил их подобной привилегии. Теперь представителю налогового или иного госоргана придется дополнительно взвесить перспективность своих требований перед обращением в суд.

По материалам: журнал Companion