28 / 01 / 2019
Не так давно на рынке Украины на смену девеломенту, как процессу организации создания объектов недвижимости, начал появляться относительно новый виду услуг - сервейинг.
Так как, оба вида услуг связанны с созданием недвижимости они имеют много общего.
Но, главное, что их отличает и делает сервейинг обособленной услугой - отношение к затратам.
Девелопер зачастую управляет привлеченными либо своими финансами. Реализуя ту или иную концепцию он сам несет риск неблагоприятных последствий.
Сервейинг – это комплекс услуг, направленный на развитие и управление недвижимостью, в который входят меры технических, экономических, правовых экспертиз, направленных на получение максимального общественного эффекта и, при этом, минимизацию затрат заказчика.
В отличии от девелопера, сервейер не управляет финансами, а лишь оценивает эффективность их управления. Кроме того, одной из основных целей сервейера является минимизация рисков заказчика, связанных с реализацией той или иной концепции (проекта) в сфере недвижимости. Сервейер работает на заказчика. Девелопер зачастую и есть заказчик.
В процессе осуществления сервейинга проводятся сбор информации, планирование и контроль. На каждом из этих этапов одним из используемых инструментов является экспертиза. Основными из них являются:
- экономическая экспертиза;
- техническая экспертиза;
- правовая экспертиза;
- экспертиза местоположения;
- управленческая экспертиза;
- эксплуатационная экспертиза.
При оказании услуг сервеинга, правовая экспертиза представляет собой установление объектов, субъектов и содержания законных прав в отношении рассматриваемого объекта недвижимости. Анализ документов, в особенности недобросовестно составленных, с которыми зачастую сталкиваются эксперты в процессе судебных разбирательств, требует участия в данном процессе квалифицированных юристов.
Серевейер выступает рецензентом действий всех остальних участников процесса. в том числе оценивается правомерность их осуществления. Как видно, ответственность сервейера крайне высока. Именно по этому все исполнители должны иметь крайне высокую квалификацию и разносторонний опыт. Это в полной мере относиться и к юристам, принимающим участие при оказании сервейинговых услуг.
Юрист в сюрвеинговой компании должен обладать широким багажем знаний в сфере финансово-кредитных инструментов, земельного и природоохранного права, досконально разбираться в разрешительных процедурах, хорошо понимать технологию строительного процесса и процессов управления недвижимостью, иметь хорошие навыки построения тактики и стратегии претензиионно-исковой работы.
Кроме того, в процессе проведения правовых экспертиз также применяются государственные строительные нормы (ГСН) и строительные нормы и правила (СНиП), которые также необходимо знать.
Также в сфере юриспруденции находиться вопрос относительно нормативного урегулирования сервейинговых услуг. Как мне кажется, нормативное урегулирование сервейинга возможна несколькими способами.
Первый, через создание саморегулирующихся организаций. Профессиональные участники рынка объединяются в некоммерческую организацию. На таком уровне, можно урегулировать профессионально этические отношения. Самым большим минусом такого варианта является невозможность применение такого способа регулирования к остальным участникам рынка не вошедшим в ассоциацию.
Второй, путем принятия подзаконного нормативного документа. В таком случае необходимо определить регулятора к сфере управления которого относятся эти отношения. По моему усмотрению, таким регулятором может быть Міністерств регіонального розвитку, будівництва та житлово-комунального господарства України и Державна служба України з питань регуляторної політики та розвитку підприємництва.
Учитывая, что сервейинг связан с недвижимостью регулятором должен быть орган уполномоченый формировать и обеспечивать реализацию государственной политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Подзаконный нормативно-правовой акт может опираться на Закон Украины “Про архитектурную деятельность”.
Третий, нормативное регулирование путем изменений на уровне законов с последующим принятием подзаконным нормативно-правовых актов.
В любом случае, нормативное регулирование рынка позволить улучшить качество предоставляемых услуг и способствовать защите прав всех участников рынка сервейинга.