С 1 января 2019 года вступит в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, усовершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предупреждения рейдерства и стимулирования орошения в Украине" (далее – Закон No 2498-VIII). В свое время авторами соответствующего законопроекта была заявлена амбициозная цель относительно создания эффективного механизма использования массивов земель сельскохозяйственного назначения с целью предупреждения рейдерства и стимулирования орошения, а также решения проблемы использования земель коллективной собственности на землю.
В части, касающейся массивов земель сельскохозяйственного назначения, Законом No 2498-VIII были внесены изменения в понятие "массив земель сельскохозяйственного назначения" и связанное с ним понятие "земли сельскохозяйственного назначения".
Так, с 1 января 2019 года землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей. К землям сельскохозяйственного назначения относятся: сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги); несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме относящихся к землям других категорий, земли под хозяйственными сооружениями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).
Другими словами, законодатель сузил понятие "несельскохозяйственные угодья", заменив "кроме относящихся к землям лесохозяйственного назначения" на ограничение "кроме относящихся к землям других категорий".
Что касается понятия "массив земель сельскохозяйственного назначения", то начиная с 2019 года под данным термином будет подразумеваться совокупность земельных участков (только земельных участков, а не земель и земельных участков, как было ранее) сельскохозяйственного назначения, которые состоят из сельскохозяйственных и необходимых для их обслуживания несельскохозяйственных угодий (земель под полевыми дорогами, мелиоративными системами, хозяйственными путями, прогонами, линейными объектами, объектами инженерной инфраструктуры, а также оврагами, заболоченными землями, другими угодьями, расположенными внутри земельного массива), имеют общие границы и ограничены природными и/или искусственными элементами рельефа (автомобильными дорогами общего пользования, полезащитными лесными полосами и другими защитными насаждениями, водными объектами и т. д.).
Среди важного Законом No 2498-VIII предусматривается проведение инвентаризации массивов земель сельскохозяйственного назначения.
Так, основаниями для такой инвентаризации послужит для земель государственной собственности – решение органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять распоряжение земельным участком; в других случаях – решение сельского, поселкового, городского совета, на территории которого находится массив.
При этом при проведении инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения будут осуществляться мероприятия по: внесению в Государственный земельный кадастр сведений о сформированных земельных участках, сведения о которых не внесены в Государственный земельный кадастр; формированию невостребованных (нераспределенных) земельных участков; формированию земельных участков сельскохозяйственного назначения под полевыми дорогами; формированию земельных участков сельскохозяйственного назначения под полезащитными лесными полосами и другими защитными насаждениями, которые ограничивают массив и земельные участки, расположенные вдоль массива.
По результатам проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения сведения о таком массиве и о земельных участках, расположенных в нем (в случае их формирования или отсутствия сведений о них в Государственном земельном кадастре), будут внесены в Государственный земельный кадастр, о чем заказчик документации по землеустройству письменно будет уведомлять собственников и пользователей земельных участков.
В связи с этим ч. 1 ст. 13 Закона Украины "О государственном земельном кадастре" будет дополнена пунктом "д 1", которым предусматривается, что в Государственный земельный кадастр будут включаться сведения о массиве земель сельскохозяйственного назначения, а именно: название, код (номер); описание границ и угодий, входящих в состав массива; контуры угодий; площадь; информация о земельных участках, входящих в состав массива; информация о документах, на основании которых сведения о массиве включаются в Государственный земельный кадастр.
Какое это имеет практическое значение? Закон No 2498-VIII предусматривает в том числе и возможность обмена (мены) земельными участками, расположенными в массиве земель сельскохозяйственного назначения. Чтобы реализовать соответствующее право, собственникам или пользователям соответствующих земельных участков сначала необходимо понять, находятся ли они в пределах одного массива, а уже потом во исполнение других требований законодателя проводить нормативную денежную оценку таких земельных участков.
Кроме всего прочего, регистрация массива земель сельскохозяйственного назначения имеет принципиальное значение для установления лица, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель сельскохозяйственного назначения, которое, в частности, наделено правом аренды других земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в таком массиве, или же правом на возмещение расходов на орошение массива земель сельскохозяйственного назначения. Так, последнему должно принадлежать право пользования (аренда, эмфитевзис) земельными участками, расположенными в массиве земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью не менее 75 % всех земель массива, что, в свою очередь, невозможно без фиксации (регистрации) всех характеристик последнего.
В целом вышеописанные изменения имеют положительное значение уже в той части, что сбор соответствующих данных и их актуализация будут способствовать более эффективному использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения, а четко установленные сроки – установлению дисциплины среди физических лиц.
При этом важно не испортить хорошую инициативу на этапе исполнения и сделать все возможное, чтобы попытки разработчиков законопроекта избежать злоупотреблений со стороны недобросовестного землевладельца или землепользователя, земельный участок которого расположен посреди массива, не обусловили противоположный эффект, когда уже вышеупомянутые лица, которым принадлежит право пользования существенной частью массива земель сельскохозяйственного назначения, будут злоупотреблять своими правами в отношении землевладельцев или землепользователей, земельные участки которых расположены посреди массива.
По материалам: Юрист&Закон