Контрафакт. Серый импорт. Украинская и международная практика противодействия

25 / 10 / 2019

Понятие контрафакта, серого импорта

Стремительный рост украинского рынка э-коммерции, развитие интернет-технологий активно порождают недобросовестную конкуренцию и злоупотребление льготами, что создает так называемый серый импорт. Эта проблема не является национальной или уникальной особенностью Украины. Так, по данным Еврокомиссии в связи с несоответствием в международных онлайн-продажах страны – члены ЕС ежегодно теряют около 5 млрд евро налогов. И хотя украинская стоимость проблемы намного меньше – по разным оценкам эта сумма в 2019 году составляет до 20 млрд грн утраченных налогов, однако для государственного бюджета это значительные средства.

К сожалению, в законодательном поле отсутствует комплексное легальное закрепление понятия сущности параллельного импорта. Так согласно п. 17 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Украины параллельный импорт рассматривается с точки зрения контрафактной продукции, поскольку он часто ввозится на территорию Украины без уплаты государственной пошлины и/или под видом "для личного частного использования", то есть не для коммерческой реализации. В таком понимании параллельный импорт отождествляется с контрафактной продукцией, к которой относятся товары, включающие в себя объекты права интеллектуальной собственности, охраняемые законом. Иными словами, товары, копирующие внешний вид, состав и прочие элементы оригинального товара.

На первый взгляд кажется, что такое законодательное толкование – приравнивание к контрафакту – в своей основе является некорректным и противоречивым, ведь подменяет понятие и идет вразрез с самой сутью поставок и продаж официальных ТМ-товаров через "серые" каналы, в обход интересов официального производителя, правообладателя и официальных импортеров, дистрибьюторов брендов-ТМ.

Исходя из приведенного примера нормативного толкования, стоит отметить, что на потребительском рынке контрафактом сегодня определяется не только подделка. Это может быть и оригинальная продукция официальной ТМ, но которая ввезена на территорию страны с недостоверным декларированием. А соответственно, параллельный импорт получил дополнительные названия: контрафакт, серый импорт.

Данный факт обращает внимание конечных потребителей на то, что продукция была привезена (провезена) незаконным путем и введена в торговый оборот с использованием коррупционной составляющей при таможенном и фискальном контроле.

Однако серый/параллельный импорт и контрафакт товаров – это разные проблемы потребительского рынка. При параллельном импорте осуществляется ввоз оригинальной продукции и товаров официальной торговой марки (бренда), но против воли собственника прав и производителя ТМ. Тогда как при импорте контрафактных товаров осуществляется ввоз подделок (похожих по внешним и техническим характеристикам) под официальную ТМ (бренд), которые не имеют какого-либо отношения к оригинальным товарам официального правообладателя.

Методы правовой борьбы с серым импортом

Одним из приоритетных направлений борьбы в данном случае является регистрация знака для товаров и услуг в таможенном реестре. Именно после такой регистрации весь товар под определенной торговой маркой может быть ввезен в Украину исключительно по согласию собственника. При этом в части товара, ввезенного вне таможенного контроля, стоит акцентировать на том, что за ввоз товара вне таможенного контроля Таможенным кодексом установлена административная ответственность в виде штрафа в размере 100 % стоимости ввезенного товара и его дальнейшей конфискации.

Таким образом, если стало известно, что товар ввезен вне таможенного контроля (а информация об этом может быть известна в связи с тем, что не было запроса из таможни о разрешении пересечения границы указанного товара), можно обратиться в фискальную службу с целью привлечения "серого" импортера к ответственности.

Одним из действенных методов защиты прав собственников и официальных представителей собственников торговых марок в Украине является непосредственное обращение в суд с требованием запретить реализацию товара, ввезенного в Украину без согласия собственника авторских прав торгового знака или вне таможенного контроля. Недостаток данного метода – продолжительное время, вследствие чего убытки могут быть непоправимыми.

Как вариант, процедура обращения к государственному инспектору по защите прав интеллектуальной собственности – в таком случае инспектор выдаст обязательное к исполнению распоряжение. Также довольно распространена практика обращения в Антимонопольный комитет Украины или в правоохранительные органы с заявлением о нарушении исключительных прав правообладателя.

Кроме того, рекомендуется принять комплекс профилактических мер по защите от серого импорта, а именно:

– в лицензионных соглашениях четко прописывать территорию реализации товаров официальной ТМ;

– указывать в договорах случаи компенсации при нарушении территорий распространения, реализации товара и предоставления сервиса официальной ТМ;

– активно вести претенциозную работу: направлять претензии к непосредственным нарушителям с требованиями о компенсации убытков и снятии бренда с продажи, предпринимать шаги для ликвидации и блокирования интернет-площадок нарушителей.

Европейский подход к противодействию контрафакту

Особенность европейского подхода заключается в том, что значительная часть дел о распространении подделок расследуется в порядке именно уголовного производства. В Великобритании, Италии, Швейцарии и Ирландии бремя доказывания в делах о подделке возложено на ответчика, который обязан представить доказательства происхождения товара, при этом от обвинения закон не требует доказательств факта, что имущество было получено незаконно.

В ЕС контрафактный товар определяется по юридическому методу: "goods which are the subject of an act infringing a trademark in the Member State where they are found and bear without authorization a sign which is identical to the trademark validly registered" (REGULATION No 608/2013).

То есть, когда заявлен гражданский иск (контрафакт – возместить убытки; продажа "серого" товара – запретить оборот и взыскать вред), именно ответчик должен доказать источник происхождения товара и законность его введения в оборот.

ВЫВОД:

Производство и продажа контрафактных товаров – это глобальная проблема, связанная с многомиллиардным оборотом, которая несет серьезные экономические, социальные и экологические последствия для всех стран и потребителей. Поэтому решение данной проблемы состоит в комплексном подходе с учетом национальной и международной практики.

По материалам: "Закон&Юрист"