Децентрализация в сфере архитектурно-строительного контроля

08 / 02 / 2016

Децентрализация. В последнее время именно она является основной темой для обсуждения как среди политиков, так и среди рядовых украинцев. И в этом нет ничего странного, поскольку этот процесс коснулся буквально всех сфер жизни. Не стала исключением и сфера строительства.

09 апреля 2015 года Верховной Радой Украины был принят Закон No 320-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по децентрализации полномочий в сфере архитектурно-строительного контроля и совершенствованию градостроительного законодательства" (далее по тексту – Закон No 320-VIII). Согласно п. 2 Заключительных положений этого нормативно-правового акта Кабинету Министров Украины было дано три месяца со дня его опубликования для того, чтобы:

– обеспечить принятие актов, необходимых для реализации Закона No 320-VIII;

– привести свои нормативно-правовые акты и обеспечить приведение органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с ним же.

Кабинет Министров Украины не заставил себя ждать и буквально на следующий день с момента вступления упомянутого выше нормативно-правового акта в силу (то есть 02 сентября 2015 года) принял постановление No 778 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины в сфере градостроительной деятельности" (далее по тексту – Постановление No 778).

Постановлением No 778 были внесены правки в три довольно значимых в данной области нормативно-правовых акта, а именно:

– Порядок наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1995 года No 244;

– Порядок отнесения объектов строительства к IV и V категорий сложности, утвержденныйпостановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 2011 года No 557;

– Порядок осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденныйпостановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2011 года No 553.

В чем же суть этих изменений?

В первую очередь, Постановлением No 778 было введено общее понятие органов государственного архитектурно-строительного контроля и изменены его составляющие. Итак, если раньше дела о правонарушениях в сфере градостроительной деятельности рассматривались Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее территориальными органами, то теперь этим занимаются:

– исполнительные органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов;

– структурные подразделения по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;

– Государственная архитектурно-строительная инспекция.

Налагать штраф от имени вышеперечисленных органов имеют право:

– руководители исполнительных органов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов;  

– руководители структурных подразделений по вопросам государственного архитектурно- строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций;

– главные инспекторы строительного надзора в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе.

Стоит отметить, что теперь согласно Порядку отнесения объектов строительства к IV и V категорий сложности полномочия органов государственного архитектурно-строительного контроля распространяются не только на объекты самовольного строительства (в случае отсутствия проектной документации), но и на объекты, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта.

Сфера осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, очерченная соответствующим Порядком, также была изменена. Так, в полномочия всех органов государственного архитектурно-строительного контроля больше не входит контроль за соблюдением "лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности". Вместо этого – государственный архитектурно-строительный контроль распространяется на "сферу градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил при выполнении подготовительных и строительных работ".

А в соответствии с Порядком лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 5 декабря 2007 года No 1396, лицензирование строительной деятельности и контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляются исключительно Государственной архитектурно-строительнойинспекцией и ее территориальными органами.

ВЫВОД: В общем, власть на местах получила значительные полномочия, правильное и разумное применение которых может привести к положительным результатам. Точно так же, как и неквалифицированное их использование – к разочарованию в изначально хорошей идее. Посмотрим, какой из вариантов реализуют наши местные избранники.

По материалам: Юрист & Закон. Аналитическое издание.

Полная версия статьи