E-commerce в международной торговле: особенности и ограничения

04 / 10 / 2019

Прежде чем вникать в особенности и ограничения e-commerce в международной торговле, необходимо понять, с чем же мы будем сравнивать и какие критерии брать во внимание для определения этих самых особенностей и ограничений. В связи с этим важно разобраться, что подразумевается под данным заморским термином у нас, в Украине.

Итак, Закон Украины "Об электронной коммерции" дает следующее определение электронной коммерции: электронная коммерция – отношения, направленные на получение прибыли, возникающие при совершении сделок по приобретению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, осуществленные дистанционно с использованием информационно- телекоммуникационных систем, в результате чего у участников таких правоотношений возникают права и обязанности имущественного характера.

В ч. 3 ст. 1 данного нормативно-правового акта говорится о следующем: в случае если одной из сторон электронной сделки выступает иностранец, лицо без гражданства или иностранное юридическое лицо, нормы Закона Украины "Об электронной коммерции" применяются с учетом положений Закона Украины "О международном частном праве".

Так как целью электронной коммерции является получение прибыли, основные особенности и  ограничения в данной сфере будут связаны с налогами, сборами и таможенными платежами, валютными ограничениями, интеллектуальной собственностью, рекламой и, поскольку речь идет о международной торговле, – защитой персональных данных контрагента.

Налоги, сборы и таможенные платежи

Итак, в теории различают два вида налогообложения: прямое (к примеру, налог на прибыль) и косвенное (например, налог на добавленную стоимость). Право прямого налогообложения может возникнуть на основании двух методов определения – по принципу источника дохода и по принципу резидентства.

Поскольку разные страны могут применять к одной и той же базе налогообложения разные методы определения, по состоянию на сегодня основу международного налогового права составляют договоры об избежании двойного налогообложения. Чтобы воспользоваться преимуществами такого договора, необходимо подтвердить налоговую резидентность в стране своей регистрации и, конечно же, проверить наличие такого договора.

В то же время в сфере электронной коммерции определить территорию для целей налогообложения бывает довольно сложно. Налоговые органы в таких случаях действуют одним из следующих методов:

  • в разрезе традиционной хозяйственной деятельности (физическое, географическое нахождение бизнеса);
  • в разрезе электронной коммерции (доход от продажи продукции – страна, в которой переходит право собственности на такую продукцию; доход от продажи интеллектуальной собственности – страна, где такие права используются/зарегистрированы; доход от сдачи в аренду или роялти от лицензирования – страна местонахождения имущества; доход от услуг – страна, где услуги предоставлены).

Следовательно, во избежание нежелательных сюрпризов вопрос о налогообложении тех или иных сделок в международной торговле в сфере е-commerce необходимо изучать отдельно, относительно каждого индивидуального случая.

Также стоит учесть необходимость оплаты таможенных платежей за товары, стоимость которых превышает определенные суммы. Они опять же разные и постоянно меняются, но для эффективного налаживания бизнес-процессов о таковых не стоит забывать.

Валютные ограничения

Также в свой чек-лист по совершению сделок в международной торговле необходимо внести постоянный мониторинг валютных ограничений. К примеру, по состоянию на сегодня в Украине установлены валютные ограничения на совершение валютных транзакций в эквиваленте более 150 тыс. грн.

Интеллектуальная собственность, реклама

При планировании сделок также не стоит забывать об интеллектуальной собственности, а при осуществлении постоянной деятельности на международном рынке – о возможных ограничениях в части рекламы. 

Так, в настоящее момент в мире действуют следующие принципы исчерпания прав интеллектуальной собственности:

  • международный (универсальный), согласно которому права исчерпываются после продажи товаров в любой из стран, а коммерческое перемещения товаров между странами почти не ограничивается;
  • национальный (региональный), в соответствии с которым права считаются исчерпанными для каждой страны (региона) отдельно, а следовательно параллельный импорт запрещен, ввоз товаров возможен только с разрешения правообладателя – владельца товарного знака.

Соответственно, опять же такие ограничения следует мониторить и при необходимости их наличие предусматривать в договорах.

Что касается рекламы, то к ней на глобальных веб-сайтах могут быть применены положения законодательства о рекламе сразу нескольких стран. Для снижения риска провайдер рекламы может предусмотреть на веб-сайте уведомление о применимом праве, которым регулируется размещение рекламы; технически исключить прием заказов из стран, где та или иная реклама запрещена; присоединиться к добровольным саморегулирующим организациям национального и международного уровня.

Защита персональных данных

Не стоит забывать о том, что, вступая в правоотношения с нерезидентами, имеет смысл отдельным разделом (или хотя бы пунктом) в договорах предусматривать порядок получения персональных данных контрагента и распоряжения таковыми. Санкции за нарушение законодательства в данной сфере впечатляют.

Помимо вышеперечисленного, даже сам процесс заключения договоров в сфере электронной коммерции несколько неопределенный. Во избежание двузначных трактовок важно детально прописывать:

  • время и место заключения таких договоров либо же способ, которым это время и место определяется;
  • особенности идентификации сторон (существуют разные виды подписей, идентификации контрагентов);
  • применяемая юрисдикция; сюда же – обязательные пункты договоров в соответствующей юрисдикции;
  • форма самого договора (необходимость обмениваться бумажными вариантами договоров со всеми дополнениями или, например, только актами).

ВЫВОД:

Итак, универсального рецепта успешного построения e-commerce в международной торговле со всеми особенностями и ограничениями нет. Но есть обязательные "ингредиенты", наличие которых поможет минимизировать риски при ведении деятельности в данной сфере. 

По материалам :Закон&Юрист