Прощайте, деньги: почему закрылась «инвесткомпания» FTBN

22 / 01 / 2016

Денис Олейников удалился из соцсетей и не отвечает на письма клиентов.

Инвестиционная компания FTBN 17 января прекратила свою работу, пресса узнала об этом только 21-го из письма, разосланного клиентам, в котором основатель FTBN Денис Олейников сообщает, что компания – банкрот, и неспособна больше выполнять свои обязанности. Причиной банкротства, якобы, стала сложная обстановка на рынке. Сам Олейников после этого удалился из социальных сетей и на связь больше не выходит. При этом его площадки в сети не закрыты и продолжают работать.

Осенью 2011-го компания Prosto Print выпустила на рынок футболки с надписью «Спасибо жителям Донбаса за…» с оскорбительным в адрес Виктора Януковича окончанием фразы. В течение пары дней офис компании обыскали, футболки изъяли, а основателю компании Денису Олейникову начали поступать угрозы. Сама фраза стала крылатой, но из-за страха физической расправы Денис с семьей были вынуждены просить политического убежища в Хорватии.

Развивая бизнес за пределами Украины, в 2013-2014 годы Олейников запустил площадку для инвестиций FTBN Wealth Management, информационный портал FTBN и сервис микроинвестирования OPAYZ. В описании FTBN Wealth Management предприниматель указал следующее: «Новые источники финансового вдохновения необязательно должны быть в ценных бумагах. Это может быть совершенно новый стартап… Или кафе у дома, которое его хозяин уступит вам задешево. Просто расправьте плечи и посмотрите вокруг». «Плечи», о которых говорил предприниматель, компанию и погубили.

Специалист отдела продаж ценных бумаг ИК Dragon Capital Сергей Фурсапредположил, что одной из причин краха компании могло стать инвестирование с плечом: «Судя по всему, человек не очень разбирался в финансах. Он инвестировал с плечом, а сейчас, когда рынок обвалился, все потерял». О каких суммах речь?

Согласно данным одного из источников Forbes, в распоряжении Олейникова было порядка 700 000 евро. «Знаю много людей, которые в конце прошлого года заносили большие пятизначные суммы. Не совсем понимаю, на что они рассчитывали – проект изначально был создан для скамма (банкротство компании с целью воровства средств. – Forbes)», – удивляется собеседник издания, добавляя, что для профессионального скамма это мало, с учетом инвестиций самого Олейникова в разработку платформы, и средств, потраченных на рекламу.

Пирамида под видом инвесткомпании?

По мнению опрошенных Forbes специалистов, назвать эту компанию инвестиционной никак нельзя. «В едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований о таком юридическом субъекте никаких упоминаний нет. Отсюда вопрос – в каком правовом поле велась эта деятельность, и была ли она законна в Украине?» – указывает Алексей Романченко, арбитражный управляющий, руководитель восточного офиса адвокатской фирмы Goro Legal. К тому же объемы деятельности FTBN были столь мелкими, что инвестбанкиры даже не рассматривают ее в роли крупного игрока.

Управляющий директор инвестиционной группы «Универ» Алексей Сухоруковдобавляет еще несколько важных моментов, которые должны были бы насторожить инвесторов. Во-первых, украинцы не могут без разрешения НБУ покупать иностранные ценные бумаги. Во-вторых, разрешение НБУ необходимо и для валютно-обменных операций (действия на площадках проводились в валюте).

Один из знакомых Олейникова уверяет, что пирамидой компания не была. «Я помогал им разрабатывать дизайн для площадок. Было видно, что вкладываются время и ресурсы в разработку и развитие компании. Думаю, они действительно пытались торговать на биржах. Но очевидно, что никаких документов и официальных договоров не существовало».

Он отметил, что привлекать деньги помогало сарафанное радио и репутация Олейникова: «Я лично вложил несколько сотен долларов и получил на руки $1500. Знаю людей, которые заносили туда $10 000 и больше». Еще один собеседник Forbes объясняет, что главным рекламным рупором FTBN и Олейникова был крупный сегодня портал об IT и стартапах, куда предприниматель заносил большие рекламные бюджеты.

Что дальше?

О каких-либо активных действиях обманутых инвесторов FTBN сейчас не сообщается. Впрочем, добиться компенсации им будет нелегко. По словам Романченко, процедура ликвидации путем банкротства возможна только в отношении юридических лиц или физических лиц-предпринимателей, а FTBN таковой не была.

«Кроме того, вся процедура займет весьма длительное время. Прошло только пару дней, а законодатель предусматривает как минимум двухмесячный срок. Хотя в данном случае очень сложно говорить о наличии реальных процедур», – добавляет Романченко.

Старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравецотмечает, что теперь Олейникова ждет уголовное преследование за экономическое преступление. «Вкладчикам, в зависимости от тех документов, которые у них на руках, стоит обращаться в суд или правоохранительные органы», – советует Кравец.

Что интересно, два года назад Олейников сообщал Forbes, что раньше 2015-го в Украину не вернется. Судя по всему, теперь уже не вернется вообще.

По материалам: Forbes