03 / 03 / 2017
В последнее время чуть ли не каждое внесение изменений в нормативно-правовые акты, которые действуют на территории Украины, анонсируется как "усовершенствование", "упрощение", или же "усовершенствование ради упрощения". И все, казалось бы, ничего, но вот только проще не становится, а иногда упростить что-то – не означает усовершенствовать. 2017 год Верховная Рада Украины начала с изменений, в том числе и в сфере градостроительства. 17 января депутаты приняли Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования градостроительной деятельности" № 1817. В чем же его суть и как изменится сфера строительства в Украине в ближайшее время?
Нормативно-правовые акты, которые претерпели изменения. Сколько их?
Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования градостроительной деятельности" № 1817 внесены изменения в следующие нормативно-правовые акты:
– Закон Украины "Об основах градостроительства";
– Закон Украины "Об архитектурной деятельности";
– Закон Украины "О землеустройстве";
– Закон Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью";
– Закон Украины "О благоустройстве населенных пунктов";
– Закон Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности";
– Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности";
– Закон Украины "Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности";
– Кодекс Украины об административных правонарушениях.
И если изменения к большинству из перечисленных выше нормативно-правовых актов можно считать чисто техническими, то Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" перекроили существенно. На нем и остановимся подробнее.
Градостроительные условия и ограничения (ГУО). Что изменилось?
На сегодняшний день основными составляющими исходных данных для осуществления строительства являются:
– градостроительные условия и ограничения;
– технические условия;
– задание на проектирование.
Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования градостроительной деятельности" № 1817 касается, в том числе, и градостроительных условий и ограничений. Предыдущая редакция нормы относительно состава, содержания, порядка предоставления и оснований для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений была довольно лаконичной и имела, главным образом, отсылочный характер. Сейчас ст. 29 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" содержит исчерпывающий перечень непосредственно самих градостроительных условий и ограничений, документов, необходимых для их получения, оснований для отказа в предоставлении ГУО и порядок их отмены.
Экспертные организации. Кто формирует перечень?
В некоторых предусмотренных действующим законодательством случаях проекты строительства должны пройти экспертизу:
– на предмет соблюдения нормативов по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в том числе относительно соблюдения нормативов по вопросам создания беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения;
– в части прочности, надежности и долговечности зданий и сооружений;
– относительно сметной части проектной документации.
Так, новым Законом внесены изменения и в части проведения экспертиз проектов строительства. Отныне в сети Интернет, на официальном веб-сайте органа (организации), формирующего перечень экспертных организаций, будет размещен, соответственно, перечень экспертных организаций, уполномоченных на проведение экспертизы проектов строительства.
СС1, СС2, СС3 вместо I, II, III, IV, V. Что это такое?
Законом вместо уже обычных категорий сложности вводится понятие классов последствий (ответственности) зданий и сооружений. Не может не радовать тот факт, что профильный закон содержит определение нового термина, ведь содержание понятия "категория сложности объекта строительства" в свое время нужно было еще поискать. Так, класс последствий (ответственности) зданий и сооружений – это характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически будут находиться на объекте или которые будут находиться снаружи такого объекта, материальных убытков или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта.
Таким образом, все объекты строительства будут распределяться по следующим классам последствий (ответственности):
– незначительные последствия – СС1;
– средние последствия – СС2;
– значительные последствия – СС3.
Закон содержит перечень объектов, которые не могут быть отнесены к незначительным последствиям (СС1), и перечень объектов, которые относятся к значительным последствиям (СС3). Например, если речь идет о памятнике культурного наследия национального и местного значения, определенном в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия", или жилом доме свыше четырех этажей, то это никак не может быть объект с незначительными последствиями. Если же вы строите жилое, общественное или многофункциональное здание высотой более 100 метров и/или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей более 400 человек, которые постоянно находятся на объекте, то занизить класс последствий (ответственности) также не удастся, ведь Закон безапелляционно относит такие объекты к третьей группе, то есть объектам со значительными последствиями.
Подготовительные работы. Строительные работы. С чего начинать?
После получения права на земельный участок и в соответствии с его целевым назначением заказчик может выполнять подготовительные работы, определенные строительными нормами, стандартами и правилами, с уведомлением органа государственного архитектурно-строительного контроля. Право во выполнение подготовительных работ (если они не были выполнены раньше согласно уведомлению о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), объектах, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (в случае если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) после предоставления уведомления о начале выполнения строительных работ.
Право на выполнение подготовительных работ (если они не были выполнены раньше согласно уведомлению о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) после получения разрешения на выполнение строительных работ. Выполнение подготовительных работ без предоставления уведомления о начале выполнения подготовительных работ, уведомления о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на выполнение строительных работ запрещается.
Что же касается непосредственно осуществления строительных работ, то необходимо добавить, что заказчик имеет право выполнять строительные работы после предоставления уведомления о начале строительных работ для:
– объектов строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1);
– объектов, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта и которые не требуют получения разрешения на выполнение строительных работ согласно перечню объектов строительства, утвержденному Кабинетом Министров Украины.
Как уже было указано ранее, если речь идет об объекте, который по классу последствий (ответственности) относится к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, в таком случае необходимо получить разрешение на выполнение строительных работ. Декларация о начале строительных работ, которая ранее регистрировалась для осуществления строительства объектов I – III категорий сложности, отойдет в прошлое. В этом контексте следует отметить, что государственные органы нужно будет уведомлять не только о передаче прав на строительство объекта другому заказчику или смене лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, но и о корректировке проектной документации, чего раньше не было.
Между прочим, законодатель расширил перечень оснований для аннулирования разрешения на выполнение строительных работ, дополнив его двумя следующими:
– отмена градостроительных условий и ограничений;
– систематическое (два и более раз подряд) препятствование проведению проверки должностными лицами органа государственного архитектурно-строительного контроля.
Соответственно, положение, предусматривавшее судебный порядок аннулирования этого документа, изъято.
Приемка в эксплуатацию. Как правильно закончить строительство?
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, производится путем регистрации соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации путем выдачи органами государственного архитектурно-строительного контроля сертификата в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Контроль. Как именно он будет осуществляться?
Отныне Закон содержит не только понятие государственного архитектурно-строительного контроля. На этот раз законодатель расписал и порядок его осуществления, в частности понятия плановой и внеплановой проверок, основания для их проведения и санкции, которые могут быть применены в результате.
Надзор. Чего ожидать?
Государственному архитектурно-строительному надзору во вновь принятом Законе выделена отдельная статья, которая содержит определение самого понятия и полномочия инспекторов.
ВЫВОД:
В заключение хотелось бы добавить, что заявленная разработчиками законопроекта цель звучит так: приведение в соответствие разрешительно-согласовательных процедур в строительстве с лучшими европейскими практиками, улучшение рейтинга Doing Business по качеству контроля в строительстве, а также обеспечение эффективности и упорядочение отношений в строительстве, предотвращение самовольного строительства и совершения афер, подобных "Элита-Центр". Довольно амбициозно. Однако что нам мешает в 2017 году начать реализовывать свои амбиции?
По материалам: "ЛИГА ЗАКОН"