Правоотношения "ОКУ – правообладатель". Особенности правового регулирования. Договорные нюансы

27 / 08 / 2018

Важным шагом в усовершенствовании правового регулирования правоотношений "ОКУ – правообладатель" в целом и усилении гарантий защиты прав правообладателей на объекты авторскихи смежных прав в частности стало принятие Верховной Радой Украины Закона "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав" No 2415-VIII (далее – Закон). Данный нормативно-правовой акт основывается на положениях, разработанных в рамках программы Twinning, цель которой – адаптация законодательства Украины кстандартам Европейского Союза.

Итак, Закон детально регулирует порядок деятельности организаций коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав, определяет процедуру аккредитации организаций коллективного управления, устанавливает государственный надзор задеятельностью последних и осуществляет своего рода посредничество в переговорах и решении конфликтов.

Отдельно следует остановиться на особенностях отношений организаций коллективного управления и правообладателей, а также механизме их взаимодействия.

До принятия Закона управление имущественными правами субъектов авторского права и сопредельных прав осуществлялось лично правообладателями, через поручителя, а также через организацию коллективного управления (ОКУ). Сама же организация коллективного управления определялась как неприбыльная организация, основной задачей которой было управление имущественными правами правообладателей и выплата им вознаграждения.

Согласно информации с официального сайта Министерства экономического развития и торговли Украины на сегодняшний день действует около 19 ОКУ, большинство из которых функционируют параллельно, то есть в их управлении находятся одни и те же права интеллектуальной собственности. Такой механизм взаимодействия лишен эффективности в управлении имущественными правами правообладателей, поскольку отсутствует прозрачный порядок выплаты вознаграждения правообладателям.

Новым Законом предусмотрено, что организация коллективного управления – общественное объединение со статусом юридического лица, зарегистрированное в Государственной службе интеллектуальной собственности Украины (далее – Учреждение), целью которого не является получение прибыли, основанное исключительно правообладателями, деятельность которого направлена на коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права и(или) смежных прав. Учредителями организации коллективного управления могут быть исключительно правообладатели.

Законом установлен государственный ведомственный контроль со стороны Учреждения; ведение реестра, в котором будут указываться сведения о правообладателях, ОКУ и заключенных договорах; открытый режим доступа к информации относительно порядка и условий обретения членства правообладателями в ОКУ, обеспечиваемый через размещение на веб-сайте, а также требование представления Учреждению ежегодной отчетности всеми ОКУ.

Важным доказательством в подтверждение неприбыльного характера деятельности ОКУ выступает то, что заказ товаров и услуг, необходимых для осуществления уставной деятельности, будет осуществляться ОКУ путем системы публичных закупок в соответствии с профильным Законом.

Что касается механизма взаимодействия между организациями коллективного управления и правообладателями, то следует отметить такие нововведения, регламентируемые ст. 5 Закона:

  • – правоотношения возникают и осуществляются на основании договора или на основании закона. Так, что касается договора об управлении имущественными правами на коллективной основе, то он заключается в письменной (электронной) форме и должен содержать перечень конкретных объектов авторского права и (или) смежных прав, права на которые передаются в управление, а также конкретных способов использования таких объектов;
  • – правообладатели, в том числе заключившие договор об управлении имущественными правами на коллективной основе с организацией коллективного управления, имеют право по собственному усмотрению предоставлять разрешение на некоммерческое использование надлежащих им объектов авторского права и (или) смежных прав;
  • – правообладатели имеют право изымать свои имущественные права из управления организации коллективного управления. Тем не менее Закон устанавливает и определенные ограничения вреализации правообладателями данного права.

Так, предусмотрено, что коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права и (или) смежных прав может осуществляться в форме добровольного, расширенного и обязательного коллективного управления.

Появление расширенного коллективного управления (коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права и (или) смежных прав независимо от их присутствия в каталоге организации коллективного управления) предусматривает конкурсный отбор Учреждением ОКУ, которыми будет осуществляться такое расширенное управление, и устанавливает дополнительные гарантии правообладателям, которые даже не являются членами ОКУ. Впрочем, с другой стороны, для правообладателя предусмотрена возможность путем подачи заявления изъять все или часть своих имущественных прав из сферы расширенного управления ОКУ.

Что касается управления имущественными правами иностранных правообладателей, то Законом предусмотрено, что организации коллективного управления имеют право управлять ими на территории Украины на общих основаниях или на основании договоров с юридическими лицами, осуществляющими коллективное управление имущественными правами субъектов авторского права и(или) смежных прав в других государствах, в том числе и договора о представительстве прав.

ОКУ также могут поручать управление на коллективной основе имущественными правами украинских правообладателей за границей на основе договоров с аналогичными иностранными организациями, в том числе о представительстве прав. Кроме того, ОКУ предоставлена возможность объединяться на договорных началах для реализации общих задач и заключать между собой договорыо партнерстве и договоры о представительстве прав.

Стоит заметить, что функции по расширенному и обязательному коллективному управлению не могут быть переданы на основании договора о партнерстве или договора о представительстве прав.

Закон предупреждает, что содержание договоров, заключаемых ОКУ с другими организациями коллективного управления, в том числе и с аналогичными иностранными организациями, не должно противоречить требованиям, установленным законами Украины о защите экономической конкуренции.

ОКУ осуществляют полномочия по коллективному управлению имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав от своего имени в интересах правообладателей. ОКУ обязана уведомить правообладателя об условиях членства в организации коллективного управления и размере сбора за управление до начала сотрудничества с ним (кроме случаев расширенного и обязательного управления).

Правообладатели согласно Закону наделены внушительным объемом прав, в числе которых правона основании письменного заявления требовать:

  • 1) изъятия своих имущественных прав управления у организации коллективного управления;
  • 2) прекратить действия по предоставлению разрешений на использование объектов авторского права и(или) смежных прав;
  • 3) прекратить действия по сбору вознаграждения за использование их объектов авторского права и(или) смежных прав.

Так, в заявлении об изъятии правообладатели указывают перечень объектов, в отношении которых они подают заявление, и правовые основания приобретения имущественных прав на эти объекты. При подаче правообладателями организации коллективного управления заявления об изъятии в отношенииих объектов авторского права и (или) смежных прав организация обязана в течение шести месяцев содня получения таких заявлений выплатить правообладателям, обратившимся с заявлением об изъятии, надлежащее им вознаграждение, внести соответствующие изменения в договоры с пользователями, прекратить управление в отношении соответствующих объектов авторского права и (или) смежных прав (прекратить действия по предоставлению разрешений на использование соответствующих объектов авторского права и (или) смежных прав, действия по сбору вознаграждения за их использование, действия по обращениям в суд за защитой прав правообладателей в отношении такихэтих объектов и т. п.) и разместить на своем веб-сайте информацию о таком изъятии со списком правообладателей, осуществляющих изъятие, и перечнем объектов авторского права и (или) смежных прав, в отношении которых осуществляется изъятие.

Таким образом, акцентировав свое внимание на положительных аспектах нового Закона, стоит отметить, что он довольно детально регулирует вопросы деятельности ОКУ в Украине, усиливает защиту прав правообладателей, возлагая на ОКУ ряд дополнительных обязанностей и создавая механизм их реализации и выполнения.

Более того, Законом установлен открытый порядок определения ставок, согласно которым будет начисляться вознаграждение правообладателям, ипредусмотрен верхний порог процентной ставки, взимаемой соответствующей ОКУ за управление.

С учетом того, что Закон предусматривает специализацию ОКУ в зависимости от видов авторских исмежных прав, которыми они будут управлять, такое положение весьма уместно, так как именно ОКУ будут распорядителями информации о пользователях произведениями, которые, например, не уплатили своевременно роялти. В таком случае правообладатель сможет как минимум знать точно, кем именно нарушено его право, а как максимум – иметь представителя в суде в лице ОКУ, членом которой он является.

А вот моменты, недостаточно и/или ненадлежащим образом урегулированные Законом, оставим напотом – они довольно быстро проявятся в ходе его реализации.

По материалам: Юрист&Закон