Практические вопросы деятельности и управления торгово- развлекательным центром

26 / 12 / 2018

Деятельность торгово-развлекательного центра может начинаться еще до его фактического открытия и запуска. Это может проявляться в том, что менеджерская команда проекта торгово-развлекательного центра начинает работу по подбору арендаторов, как правило, это касается якорных арендаторов, таких, например, как продуктовый супермаркет, супермаркет электроники и заведение быстрого питания с возможностью подъезда на автомобиле (так называемый "DRIVE"). Основной причиной этого является конструирование подъездных путей для разгрузки товаров, согласование фирменного стиля до момента завершения строительства и другие индивидуальные вопросы.

Для таких арендаторов и других, изъявивших намерение до открытия торгово-развлекательного центра закрепить договорные отношения, разрабатывается соответствующий договор (аренды или субаренды) с необходимыми приложениями. Такими приложениями чаще всего являются:

  • коммерческие условия с указанием цены аренды, площади, срока аренды, наименования торговой марки арендатора, визуального изображения вывески и некоторые другие ключевые вопросы;
  • план помещения вместе с экспликацией на плане этажа;
  • правила распорядка торгово-развлекательного центра;
  • дизайн-проект визуализации торговой точки арендатора;
  • другие индивидуальные приложения, как, например, приложение с условиями страхования помещения и т. п.

Необходимо отметить, что в последнее время ключевым аспектом в арендном управлении торгово- развлекательным центром является деятельность через опосредованную компанию. В качестве примера приведу ситуацию, в которой есть компания – собственник торгово-развлекательного центра и другая компания, которой переданы все торговые площади (кроме якорных арендаторов) в аренду с правом последующей передачи в субаренду. В дальнейшем такие площади передаются в субаренду. Подобная схема обеспечивает решение индивидуальных проблем с каждым арендатором (или субарендатором), и в случае возникновения конфликтных ситуаций не возникает блокирования деятельности всего торгово-развлекательного центра из-за проблем с одним или незначительным количеством арендаторов.

Заслуживают внимания разрешительные и обеспечительные вопросы управления торговым центром. Такие вопросы и их соблюдение возлагаются на владельца помещения, и только в порядке регресса, в случае наступления чрезвычайной ситуации, они могут быть переадресованы на фактически виновное лицо.

Также важными являются поддержание общей жизнедеятельности торгово-развлекательного центра в аспекте содержания в надлежащем состоянии (проведение текущих ремонтов), клиринговое обслуживание, доставка посетителей от, например, ближайших станций метро и другие рутинные вопросы. Задачи такого управления возлагаются на собственника.

Учитывая изложенное, следует обратить особое внимание на наличие управляющей компании в цепочке между собственником торгово-развлекательного центра и конечным пользователем

помещением или его частью. Остальные вопросы мало отличаются от общих устоявшихся правил управления другой коммерческой недвижимостью.

По материалам: Юрист&Закон