Новый порядок представления деклараций на осуществление строительных и подготовительных работ, а также их аннулирования

Белая Яна
автор
06 / 03 / 2017

17 января 2017 года был принят Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности" No 1817-VIII (далее – Закон No 1817-VIII). Однако, прежде чем анализировать нововведения, следует обратить внимание, что Закон вступит в силу 10.06.2017, а значит, до этого времени действуют старые правила. Кроме того, по заявлениям Минрегионстроя, для их эффективного внедрения необходимо принять еще около 20 подзаконных нормативно-правовых актов, то есть нормы и процедуры, прописанные в Законе No 1817-VIII, будут детализированы. Так, Законом No 1817-VIII внесены существенные изменения, в частности, в Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности".

Относительно порядка выполнения подготовительных работ

Начало выполнения подготовительных работ возможно после приобретения права на земельный участок в соответствии с его целевым назначением, с уведомлением органа государственного архитектурно-строительного контроля. Выполнение подготовительных работ может осуществляться на основании уведомления о начале выполнения строительных работ или разрешения на выполнение строительных работ.

Относительно формы уведомления

Форма уведомления о начале выполнения подготовительных работ, порядке его подачи, форма уведомления об изменении данных в поданном уведомлении определяются Кабинетом Министров Украины. Сейчас действует Порядок выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 г. No 466 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 26 августа 2015 г. No 747), однако он еще не приведен в соответствие с изменениями.

Основания для отмены уведомления

Право на начало выполнения подготовительных работ, приобретенное на основании поданного уведомления, может быть отменено соответствующим органом государственного архитектурно- строительного контроля в случае:
1) подачи заказчиком заявления об отмене уведомления о начале выполнения подготовительных работ;
2) получения сведений о ликвидации юридического лица, являющегося заказчиком;
3) установления во время проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта и требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства в случае невыполнения требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля.
Сведения об отмене права на выполнение подготовительных работ вносятся в реестр.

Выводы

Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности" No 1817-VIII:

– отменена необходимость регистрации декларации о начале выполнения подготовительных работ по вынесению инженерных сетей и удалению зеленых насаждений;
– отменено получение сведений о прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом – предпринимателем (заказчиком), смерти физического лица – заказчика или признании его без вести отсутствующим как основание для отмены права на выполнение подготовительных работ;
– отменено право органа государственного архитектурно-строительного контроля вернуть декларацию о начале выполнения подготовительных работ (в новой редакции – уведомление) заказчику для устранения выявленных недостатков, если в декларации не отражена информация относительно заказчика, названия или адреса объекта строительства, документа, подтверждающего право собственности или пользования земельным участком. Однако на сегодня не понятно, какими именно будут изменения в Порядок выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля  2015 г. No 747). Возможно, в таком случае уведомление не будет регистрироваться как поданное не по установленной форме;
– предусмотрено, что право на выполнение подготовительных работ (как и сейчас при выполнении подготовительных работ на основании уведомления) будет возникать у заявителя на следующий день после направления такого уведомления. В связи с этим рекомендую направлять уведомление по почте ценным письмом с описанием и уведомлением о вручении, а также сохранять описание и квитанцию об отправке.

Относительно порядка выполнения строительных работ

Уведомление на начало выполнения строительных работ

Право на выполнение подготовительных работ (если они не были выполнены раньше согласно уведомлению о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), объектах, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (в случае если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) после подачи уведомления о начале выполнения строительных работ.

К незначительным последствиям (СС1) не могут быть отнесены объекты:

1) характеристики возможных последствий от отказа (состояния объекта, при котором невозможно использовать его или составную часть по функциональному назначению) которых превышают:
– уровень возможной опасности для здоровья и жизнь людей, которые постоянно будут находиться на объекте, – 50 человек;
– уровень возможной опасности для здоровья и жизнь людей, которые периодически будут находиться на объекте, – 100 человек;
– уровень материальных убытков или социальных утрат, связанных с прекращением эксплуатации или с утратой целостности объекта, – 2500 минимальных заработных плат;
2) памятники культурного наследия национального и местного значения, определенные в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия";
3) новое строительство которых осуществляется в охранной зоне памятников культурного наследия национального и местного значения (размеры охранной зоны не могут быть меньше двух горизонтальных или двух вертикальных размеров памятника);
4) объекты повышенной опасности, идентифицированные в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";
5) жилые дома больше четырех этажей.

Относительно формы уведомления

Форма уведомления о начале выполнения строительных работ, порядок его подачи, форма уведомления об изменении данных в поданном уведомлении определяются Кабинетом Министров Украины.

Относительно изменений данных, указанных в уведомлении

В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику или изменены лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, а также в случае корректировки проектной документации на выполнение строительных работ в установленном законодательством порядке заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля.

Относительно оснований для отмены уведомления

Право на начало выполнения строительных работ, приобретенное на основании поданного уведомления, может быть отменено соответствующим органом государственного архитектурно- строительного контроля в случае:
1) подачи заказчиком заявления об отмене уведомления о начале выполнения строительных работ;
2) получения сведений о ликвидации юридического лица, являющегося заказчиком;
3)установления во время проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта, требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства в случае невыполнения требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля.
Сведения об отмене права на выполнение строительных работ вносятся в реестр.

Разрешение на выполнение строительных работ

Право на выполнение подготовительных работ (если они не были выполнены раньше согласно уведомлению о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) после получения разрешения на выполнение строительных работ. При этом Законом не установлено, какие объекты относятся к объектам со средними последствиями (СС2), а значит, размежевать СС1 и СС2 будет проблематично. 

К значительным последствиям (СС3) относятся следующие объекты:

1) памятники культурного наследия, определенные в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия";
2) объекты повышенной опасности, идентифицированные в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";
3) жилые, общественные или многофункциональные здания высотой более 100 метров и/или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей свыше 400 человек, постоянно находящихся на объекте.

Относительно порядка выдачи разрешения

Разрешение на выполнение строительных работ выдается органами государственного архитектурно- строительного контроля на безоплатной основе в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
Для получения разрешения подается заявление, к которому прилагаются:
1) копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, или копия договора суперфиция;
2) копия распорядительного документа относительно комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда в случае осуществления комплексной реконструкциикварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда на заказ органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих землях государственной или коммунальной собственности (вместо копии документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком);
3) проектная документация на строительство, разработанная и утвержденная в установленном законодательством порядке;
4) копия документа, удостоверяющего право собственности на дом или сооружение, или согласие его владельца, удостоверенное в установленном законодательством порядке, на проведение строительных работ в случае осуществления реконструкции, реставрации или капитального ремонта;
5) копии документов о назначении лиц, ответственных за выполнение строительных работ, и лиц, осуществляющих авторский и технический надзор;
6) информация о лицензии, которая дает право на выполнение строительных работ, и квалификационные сертификаты. 

Относительно формы заявления, подаваемого для получения разрешения

Форма разрешения на выполнение строительных работ, форма заявления, подаваемого для его
получения, форма отказа в выдаче разрешения на выполнение строительных работ, порядок выдачи и
аннулирования разрешения на выполнение строительных работ определяются Кабинетом Министров
Украины.

Относительно оснований для отказа в выдаче разрешения

Отказ в выдаче разрешения на выполнение строительных работ выдается заявителю в письменном виде с соответствующим обоснованием в срок, предусмотренный для выдачи разрешения. Основанием для отказа в выдаче разрешения на выполнение строительных работ является:
1) непредоставление документов, необходимых для принятия решения о выдаче такого разрешения;
2) несоответствие поданных документов требованиям законодательства;
3) выявление недостоверных сведений в поданных документах.

Относительно оснований для аннулирования разрешения

Разрешение на выполнение строительных работ может быть аннулировано органом государственногоь архитектурно-строительного контроля в случае:
1) подачи заказчиком заявления об аннулировании разрешения на выполнение строительных работ;
2) наличия сведений о ликвидации юридического лица, являющегося заказчиком;
3) установления во время проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта, требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства в случае невыполнения требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля;
4) отмены градостроительных условий и ограничений;
5) систематического (два и больше раз подряд) препятствования проведению проверки должностными лицами органа государственного архитектурно-строительного контроля.

Относительно порядка уведомления об изменении сведений, содержащихся в разрешении

В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику или изменен генеральный подрядчик или подрядчик (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков), а также в случае корректировки проектной документации заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля с подачей удостоверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих указанные изменения. Продолжение выполнения строительных работ без такого уведомления запрещается. В случае изменения лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, или ответственных исполнителей работ заказчик уведомляет соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля о таких изменениях с подачей удостоверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих указанные изменения, в течение трех дней со дня их наступления.

Выводы:
Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности" No 1817-VIII:
– отменена категория сложности объектов и введено понятие "классы последствий (ответственности) объектов строительства" (СС1 – незначительные последствия; СС2 – средние последствия; СС3 – значительные последствия) и в зависимости от классов определена необходимость подачи уведомления о начале строительных работ/получении разрешения;
– новая редакция ст. 36 Закона, снова-таки, не предусматривает возможности возврата уведомления заявителю для устранения недостатков;
– отменено получение сведений о прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом – предпринимателем (заказчиком), смерти физического лица – заказчика или признании его без вести отсутствующим как основания для аннулирования разрешения на выполнение строительных работ;
– введены новые основания для аннулирования разрешения: отмена градостроительных условий и ограничений; систематическое (два и больше раз подряд) препятствование проведению проверки должностными лицами органа государственного архитектурно-строительного контроля.

По материалам: "ЛИГА ЗАКОН"