Выход украинской аграрной компании на международные рынки

28 / 02 / 2019

Выход компании на международный рынок — это большой шаг в развитии бизнеса, успех которого во многом зависит от тщательности предварительной подготовки и готовности брать на себя риски.

Первым важным этапом является анализ ресурсной базы самого предприятия, которое собирается выходить на внешние рынки. К сожалению, не все аграрные предприятия обладают возможностями и потенциалом для такого выхода. Здесь следует учитывать различные факторы, в т.ч. производственную мощность предприятия, соответствие качества продукции и процесса производства международным стандартам, надлежащее финансирование, готовность руководства и команды предприятия к масштабировании бизнеса.

Вторым, что следует сделать - определить целевой рынок продукта, чтобы сформировать общее представление и дальнейший вектор развития. Для этого существуют компании, которые специализируются на подготовке аналитического исследования рынка. Как правило исследование включат изучение макроэкономических показателей (население, ВВП, рейтинг doing business и т.д.), возможные товары-субституты, анализ конкуренции с ними, процесс государственного регулирования рынка; анализ экспорта/импорта, основные игроки рынка, прогнозы развития рынка. Исследования можно организовать и самостоятельно, используя информацию из открытых источников (интернет-порталы, сайты профильных министерств и других государственных органов, аграрные сайты, тематические пособия, информация от профильных организаций, аграрных союзов, выставки и другие мероприятия по заданной тематике). Однако лучше доверится профессионалам, ведь вести дела вслепую – дорогое удовольствие.

Третьим этапом является разработка стратегии выхода на внешний рынок (не забудьте о анализе Портера ).

Также не следует забывать о государственной поддержке. Министерство экономического развития и торговли Украины презентовало дорожную карту стратегического развития торговли 2017-2021" — стратегический документ, определяющий план развития и реализации экспортного потенциала страны. Также при поддержке Министерства АПК работает онлайновая служба поддержки экспорта Евросоюза (EU Export Helpdesk).

Следует отметить, что в ЕС очень строгий контроль за импортом, поэтому аккредитацию  пройти непросто. Важную роль играет наличие системы контроля качества продукта и стандартов страны, сертификация определенных продуктов. Например, в Европе это ISO, HACCP, GlobalG.A.P., IFS, BRS и другие.

Экспорт аграрной продукции возможен, как напрямую, так и через посредника. Однако через посредника дороже. Не маловажную роль играет правильно составленный внешнеэкономический контракт, правильная организационная и юридическая структура.

Непрямой экспорт – быстрый и менее затратный способ выхода на внешние рынки. Как правило, такой выход осуществляется через торговую марку продукта. В рамках этой модели продукция изготовляется одной компанией, а продается – другой.

Продажа по лицензии или франшизе. Лицензирование, как один из видов выхода на международный рынок, заключается в передаче компании одной страны компании в другой стране права использовать свои уникальные процессы производства, патенты, товарные знаки, технологические достижения и другие ценные навыки за вознаграждение, установленное в рамках договора. Минусами являются ограниченный срок действия лицензии или франшизы, существование риска прекращения или не продления контракта.

Открытые совместного предприятия является приоритетным для украинских экспортёров. Причиной выбора такого вида сотрудничества может быть наличие ограничений на импорт, политические риски, высокий потенциал продаж. Среди огромного количества плюсов в данной модели, следует отметить и минусы ее использования. Среди них – необходимость значительных инвестиционных вложений, риски конфликтов управленческого характера и т.д.

Инвестиции в готовое производство. При наличии значительных финансовых средств и благоприятного инвестиционного климата компаниям выгодно открывать собственных производства на территории целевого рынка. В этом случае контроль компании над производством и сбытом продукции является максимальным в сравнении с другими видами стратегий.