11 / 06 / 2018
Как известно, в Украине уже несколько лет действует мораторий на проверки бизнеса. Указанный мораторий ежегодно продлевается. Однако он действует в отношении определенных органов, не всех. Органами, оставшимися без внимания моратория на 2018 год, являются: Государственная фискальная служба, Госслужба по вопросам безопасности продуктов питания и защиты потребителей, Госслужба экспортного контроля, Госинспекция ядерного регулирования, Госавиаслужба, Госфининспекция, Нацкомиссия по энергетике и коммунальным услугам, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Нацбанк, Антимонопольный комитет и некоторые другие органы. Как видим, перечень немалый.
Что же можно сказать в отношении именно внеплановых проверок?
Почти каждый компетентный орган, независимо от того, распространяется ли на него действие моратория или нет, при тех или иных обстоятельствах может назначить и провести внеплановую проверку. Чаще всего основаниями для таких проверок является досудебное расследование или какое-то негативное событие.
Относительно внеплановой проверки в рамках уголовного расследования можно фантазировать долго и основания не закончатся. Например, при проведении обыска в рамках расследования экономического преступления соответствующими служебными лицами на месте проведения обыска может быть выявлено количество работающих, значительно превышающее то количество лиц, которое указано в оперативной информации. А значит у лиц, которые проводят обыск, уже будут основания для обращения к своему руководству, чтобы последние, в свою очередь, инициировали перед органами Гоструда соответствующую проверку по вопросам соблюдения законодательства о труде.
О налоговых проверках в рамках уголовного производства можно и совсем не говорить, поскольку это очень распространенное явление.
Что касается налоговых проверок не в рамках уголовных производств, то Налоговым кодексом Украины более четко определены основания, порядок и особенности проведения внеплановых налоговых проверок.
Так, документальная внеплановая проверка не предполагается в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных ст. 78 Налогового кодекса Украины.
Ограничения в основаниях проведения проверок налогоплательщиков, определенные Кодексом, не распространяются на проверки, которые проводятся по обращению такого налогоплательщика, или проверки, которые проводятся в рамках возбужденного уголовного дела.
Особенностью организации внеплановой документальной проверки налогоплательщика является то, что право на ее проведение предоставляется только в случае, когда ему до начала проведения проверки вручена под расписку копия приказа о проведении внеплановой проверки.
Относительно негативных событий как оснований для проверки. Можно привести пример по проверкам в строительных отраслях или в отраслях предоставления услуг, например пищевых или транспортных.
Так сложилось, что довольно часто предприятия не соблюдают даже общие требования к своему виду деятельности и внимание к ним привлекается в результате резонансных событий (например, летальные случаи на строительстве или дорожно-транспортные происшествия при участии перевозчиков). В таких случаях, кроме виновников, под проверки могут подпадать предприятия с аналогичным видом деятельности.
Следует подчеркнуть, что кроме наступления аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования, как в прошлом году, так и сейчас внеплановые проверки возможны также в случае обращения с письменным заявлением субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию; а также на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав (проводится органом государственного надзора (контроля) по согласованию Государственной регуляторной службы).
Следует указать, что внеплановые проверки характеризуются более короткими сроками их проведения по сравнению с длительностью общих проверок. Также отметить, что Государственная регуляторная служба имеет полномочия налагать штраф на должностных лиц контролирующих органов за нарушение установленного законодательством порядка осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, в частности, относительно проведения проверки при отсутствии оснований или нарушении сроков проведения проверок. Следовательно, в случае нарушения со стороны контролирующего органа субъекты хозяйствования имеют право жаловаться в Государственную регуляторную службу.
ВЫВОД: Подытоживая, отметим, что в начале проведения внеплановой проверки необходимо тщательно ознакомиться с основаниями для такого проведения и порядком оформления начала таких проверок, поскольку неоднократно встречались случаи формальных нарушений, из-за которых результаты таких проверок можно признавать незаконными.
По материалам: Юрист&Закон. Аналитическое издание