Как заверить выписку из ЕГР, если нет печати?

04 / 02 / 2016

Дарья Доан, юрист, Адвокатская фирма "Goro legal"

ВОПРОС

Согласно п. 7 Порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, утвержденного приказом Минюста от 31.03.2015 г. No 466/5, информация, содержащаяся в Едином государственном реестре, предоставляется в бумажном и электронном виде. С 07.04.2015 выписку о государственной регистрации можно получить в электронном виде. В хозяйственной деятельности возникает необходимость предоставлять бумажный экземпляр такого документа, который заверяется подписью и печатью предприятия (например, при оформлении ЭЦП). Каким образом частному предпринимателю, который работает без печати, или юридическому лицу, у которого нет печати, юридически заверить такой документ? Имеет ли право нотариус заверять такой документ?

ОТВЕТ

01 января 2016 года в связи с внесенными изменениями вступила в силу последняя редакция Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" (далее по тексту – Закон). Было внесено множество изменений, которые также коснулись и определения выписки. Итак, пункт 1 ст. 1 Закона определяет, что выписка – это документ в электронной форме, который формируется и обновляется в результате проведения регистрационных действий и содержит сведения о юридическом лице или его обособленном подразделении, физическом лице – предпринимателе (в том числе о взятии на учет в органах государственной статистики и государственной фискальной службы, выдаче лицензии и документов разрешительного характера) или общественном формировании, которое не имеет статуса юридического лица.

Формированием электронного документа будет заниматься портал электронных сервисов (указанный в статье 8 Закона). На данном портале заявитель сможет оформить заявку, оплатить получение документа и получить сведения о юридическом лице либо физическом лице – предпринимателе. К сожалению, на сегодняшний день портал еще не функционирует. Но в перспективе на портале также можно будет заказать извлечение. Кроме того, извлечение можно получить и в письменном виде у регистратора.

При этом в Законе указано, что документ как в бумажной, так и в электронной форме имеет одинаковую юридическую силу.

В то же время Порядок предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, утвержденный приказом Министерства юстиции Украины от 31.03.2015 г. No 466/5, был изменен в соответствии с изменениями в Законе. На данный момент Порядок действует в части, которая согласована с Законом.

Стоит отметить, что по словам самих регистраторов Департамента государственной регистрации Министерства юстиции Украины, на данный момент идет процесс перехода от бумажной формы документов к электронной. Именно поэтому в ближайшем будущем каждый сможет зайти на сайт Департамента (портал электронных сервисов) и получить все необходимые сведения о субъекте предпринимательской деятельности. Такие действия сократят количество предоставляемых документов в банки, налоговые и другие службы, а также время субъектов предпринимательства, которое они бы потратили в очереди.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что частному предпринимателю или юридическому лицу, которому нужно получить сведения из ЕГР, необходимо взять либо выписку в электронном виде, либо извлечение в электронном (или бумажном) виде. При этом заверять своей подписью / печатью компании нет необходимости. 

По материалам: Юрист & Закон. Аналитическое издание.

Полная версия статьи