О судебном разбирательстве протоколов об административном нарушении в соответствии со ст. 44-3 КуАП

15 / 04 / 2020

В соответствии со статьей 29 Закона Украины "О защите населения от инфекционных болезней" с целью предотвращения распространения на територии Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, с учетом решения государственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций от 10 марта 2020 года Кабинет Министров Украины постановил - с 12 марта 2020 года до 24 апреля 2020 года по всей територии Украины ввести карантин. 

17.03.2020 года Кодекс Украины об административных правонарушениях был дополнен статьей 44-3, которая устанавливает административную ответственность за нарушение правил карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных Законом Украины "О защите населения от инфекционных болезней", другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями .

Так что же делать, если в отношении Вас был составлен протокол об административном нарушении правил карантина?

Во-первых проверьте как сотрудниками полиции составлен протокол, ведь зачастую протоколы составлены с нарушением требований действующего законодательства, является основанием для возвращения протокола на доработку . В протоколе должны быть указаны : паспортные данные или индивидуальный идентификационный номер лица; должно быть указано точное место совершения админ. правонарушения; в протоколе должны быть указаны свидетели данного правонарушения; в чем заключается суть правонарушения в соответствии со ст. 44-3 КуАП раскрыв подробно содержание объективной стороны состава соответствующего правонарушения; и обязательно Вам должны предоставить копию соответствующего протокола.

Следует обратить внимание на постановление по делу № 717/422/20 от 08.04.2020 года. В объяснениях лица, которого привлекали к административной ответственности отмечалось, что он не имел возможности приобрести в селе защитную маску или изготовить её, потому находился на остановке общественного транспорта без маски на лице, о чем сожалеет, раскаивается в содеянном , бесплатно маску ему никто не предлагал.

Соответственно с подпунктом 1 пункта 2 Постановления Кабинета Министров Украины № 211 от 11.03.2020 года, в редакции Постановления Кабинета Министров Украины №255 от 02.04. 2020 года запрещено до 24 апреля 2020 года с 6 апреля 2020 года пребывания в общественных местах без одетых средств индивидуальной защиты, в частности респиратора или защитной маски, в том числе изготовленных самостоятельно.

Согласно ст.29 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» карантин устанавливается и отменяется Кабинетом Министров Украины. Решение об установлении карантина, а также о его отмене немедленно доводится до сведения населения соответствующей территории через средства массовой информации. В решении об установлении карантина указываются обстоятельства, которые привели к этому, определяются пределы территории карантина, утверждаются необходимые профилактические, противоэпидемические и другие мероприятия, их исполнители и сроки проведения, устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них. Карантин устанавливается на период, необходимый для ликвидации эпидемии или вспышки особо опасной инфекционной болезни. На этот период могут меняться режимы работы предприятий, учреждений, организаций, вноситься другие необходимые изменения по условиям их производственной и другой деятельности. Согласно ст.8 Закона Украины "О защите населения от инфекционных болезней" финансирование профилактических и противоэпидемических мероприятий осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет средств предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также средств физических лиц.

Таким образом, судья в постановлении приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы подтверждали что лицо обязано за собственные средства приобрести или изготовить средство индивидуальной защиты или что ему было профинансировано расходы на средства индивидуальной защиты из Государственного бюджета или местных бюджетов .

Также довольно часто сотрудники полиции пытаются привлечь к ответственности обычных работников, но незаконно учитывая следующее:

В соответствии с п. 8 ч.2 постановления КМУ от 11.03.2020 года №211 до 24 апреля 2020 года запрещена работа субъектов хозяйствования, которая предусматривает прием посетителей.

Согласно п.2 ч.2 ст.55 Хозяйственного кодекса Украины, субъектами хозяйствования являются:

  1. хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
  2. граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели. 

Таким образом, протокол о админ. правонарушении не может быть составлен на наемных работников, только на субъектов хозяйствования.

Также следует обратить внимание, что распространенным является составление протоколов на субъекты хозяйствования, которые осуществляют торговое и бытовое обслуживание населения, относится к запрещенному в соответствии с постановлением КМУ от 11.03.2020 года № 211.

Показательным является постановление по делу № 335/2515/20 от 24.03.2020 года. На предприятии был составлен протокол о нарушении карантина, а именно - лицо продолжило розничную продажу алкоголя и не прекратила работу заведения.

Судом было верно отмечено, что работниками полиции не было принято во внимание, что лицо в соответствии с перечнем групп вида экономической деятельности относится к субъекту, осуществляющему розничную торговлю продуктами питания, напитками и табачными изделиями, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований и поэтому не является запретом в понимании абзаца 2 п. 8 ч. 1 постановления КМУ от 11.03.2020 года № 211. Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях лица состав административного правонарушения отсутствует, предусмотренного ст. 44-3 КуАП .

Автор: помощник адвоката Владимир Сенников.