ВВЕДЕНИЕ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ

26 / 11 / 2018

Из-за действий, происходящих в Азовском море, в ходе заседания СНБО в ночь с 25 на 26 ноября было принято решение о введениивоенного положения в Украине. Введение военного положенияподдержал Президент Украины. Для рассмотрения вопроса овведении такого положения в Украине созвано внеочередноепленарное заседание Верховной Рады на 26.11.2018р. на 16 ч. 00мин.

Согласно ст. 1 ЗУ «О правовом режиме военного положения»,военное положение - это особый правовой режим, вводимый вУкраине или в отдельных ее местностях в случае вооруженнойагрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти , военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий,необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженнойагрессии и обеспечения национальной безопасности, устраненияугрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека игражданина, прав и законных интересов юридических лиц суказанием срока действия этих ограничений.

Рассмотрим и проанализируем наиболее актуальные для рядовых граждан и субъектов хозяйственной деятельности ограничения и запреты, которые могут применяться при данном режима.

Однако, обращаем внимание, что ЗУ «О правовом режиме военного положения» предусматривает ряд ограничений, которые могут применяться. Описанные в данной статье ограничения и запреты МОГУТ быть введении (согласно Закону), однако не означает их обязательного введения. Исчерпывающая перечень таких мер определяется при принятии решения о введении военного положения.

Установление трудовой повинности для трудоспособных лиц.

Это означает, что трудоспособные лица могут привлекаться к выполнению общественно полезных работ, работ оборонного характера и тому подобное.

Законом предусмотрено, что данное ограничение не применяется к забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер. Бронированиюподлежат военнообязанные, которые работают на предприятиях,которым установлено мобилизационные задания (заказы), в случаеесли это необходимо для обеспечения функционированияуказанных предприятий и выполнения мобилизационных заданий(заказов). Соответственно, такие работники соответствующих предприятий и организаций не подлежат привлечению к выполнению общественно полезных работ, работ оборонного характера, мобилизации и тому подобное.

Использование мощностей и трудовых ресурсов предприятий,учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы и тому подобное.

Следует отметить, что осуществление этого мероприятия ограничения на законодательном уровне не детализировано, а потому может использоваться в каждом конкретном случае наусмотрение военного командования, исходя из необходимых потребностей. То есть, фактически данная возможность позволяет военному командованию по своему усмотрению использовать мощности, трудовые ресурсы предприятия, а то и вообще перевестиполностью любое предприятие на полное обслуживание оборонных нужд. Это может нанести значительный ущерб субъекту хозяйствования, компенсация которых действующим законодательством не предусмотрена.В случае возникновения такой ситуации, было бы уместнозаключить соответствующие договоры по обслуживанию нуждобороны, чтобы стало гарантией в будущем для получения компенсационных выплат.

Принудительное отчуждение имущества, находящегося в частнойили коммунальной собственности, изъятие имущества государственных предприятий для нужд государства в условияхправового режима военного положения в установленном законом порядке.

В рамках данного мероприятия речь идет о переходе правасобственности на имущество с последующим или предыдущим еговозмещением оформляется соответствующим актом приема-передачи.

При изъятии транспортных средств для нужд государства вусловиях режима военного положения Министерством оборонысоставляется перечень и объемы техники, которая может быть удалена и завтерджуеться КМУ. На основании данного перечняместных государственных администрациях составляют перечень субъектов хозяйствования, в которых будут изыматься транспортные средства.

При передаче транспортных средств военным должен составлятьсяакт приема-передачи, в котором определяется техническое состояние и оценочная стоимость транспортного средства. Данный акт подписывает владелец техники, военный комиссар и командирвоинской части, куда передают технику. Законодательством предусмотрен порядок осуществления компенсации владельцу изъятого транспортного средства. Такие возмещения могут быть осуществимы в первый бюджетный период после прекращения военного положения. Возвращение же такого имущества осуществляются в случае его сохранения исключительно в судебном порядке.

Что касается другого имущества, отличающегося от транспортного средства, то следует отметить, что в связи со сложностью его извлечения дополнительными действиями (оценка и т.п.)фактическое его использование в оборонных целях может бытьпроведено в рамках мероприятия, направленного на использование мощности и трудовых ресурсов предприятий .

Введение комендантского часа.

Во время режима военного положения может быть примененакомендантский час - запрет находиться на улицах и в других общественных местах в определенное время суток без специальных разрешений.

Установление особого режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движения транспортных средств,установление запрета или ограничения на выбор места пребыванияили места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение.

Согласно данного мероприятия, могут вводиться дополнительные контрольные и ограничивающие меры по передвижения лиц, атакже транспортных средств по территории, где установленвоенное положение.Таким образом, при применении данного мероприятия может быть нарушена логистическая составляющая бизнеса. Наиболее ощутимо это может познаитись на субъектах хозяйствования, которые занимаются поставками и хозяйственная деятельность которых тесно связана с перевозками и разного рода транспортировкой.

Таким образом, если в договоре между контрагентами будет предусмотрено освобождение от ответственности (за невыполнениедоговорных обязательств) при форс-мажорных обстоятельствах иполучении сертификата (заключения) ТПП Украины, сторона, неисполнившая обязательства из-за наступления последствий военного положения может быть освобождена от невыполнения своих обязательств.

Следует также отметить, что ЗУ «О правовом режиме военного положения» не предусмотрено каких-либо запретов или ограничений в сфере банковских денежных переводов и томуподобное. Более того, председатель НБУ Яков Смолий заявил, чтовведение военного положения никоим образом не отразится набанковской системе Украины. В то же время, становитсяочевидным, что в случае объявления такого режима через агрессию Российской Федерации ппроты Украины, проверки финмниторингуо движении средств между Украиной и Россией будут усиливаться.Особенно это почувствуют субъекты хозяйствования, которые работают с российскими контрагентами.

Кроме того, может вырасти и курс доллара к гривне в связи сдестабилизацией военной ситуации в Украине. Однако, надинамику курса гривны будет влиять не факт введения военного положения, а реальное развитие событий и действие психологических факторов на население.