Арендодатель – физическое лицо: нюансы налогообложения

19 / 09 / 2019

ВОПРОС

Физические лица – предприниматели заключили между собой договор аренды. Арендодатель полгода назад прекратил свою деятельность в качестве ФЛП, о чем арендатора не уведомил. Как быть с НДФЛ? Каков порядок действий?

ОТВЕТ

Порядок налогообложения доходов физических лиц регламентируется разделом IV Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины). Согласно п. 164.1 НК Украины общий налогооблагаемый доход – любой доход, подлежащий налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода.

В соответствии с пп. 164.2.5 НК Украины доход от предоставления имущества в лизинг, аренду или субаренду (срочное владение и/или пользование), определенный в порядке, установленном п. 170.1 ст. 170 НК Украины, включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога.

При этом налоговым агентом плательщика налога – арендодателя при начислении дохода от предоставления в аренду объектов недвижимости является арендатор. Объект налогообложения определяется исходя из размера арендной платы, указанной в договоре аренды, но не менее чем минимальная сумма арендного платежа за полный или неполный месяц аренды. Минимальная сумма арендного платежа определяется по методике, утверждаемой Кабинетом Министров Украины, исходя из минимальной стоимости месячной аренды одного квадратного метра общей площади недвижимости с учетом места ее расположения, других функциональных и качественных показателей, устанавливаемых органом местного самоуправления села, поселка, города, объединенной территориальной общины, созданной согласно закону и перспективному плану формирования территорий общин, на территории которых она расположена, и обнародуется способом, наиболее доступным для жителей такой территориальной общины. Если минимальная стоимость не установлена или не обнародована до начала отчетного (налогового) года, объект налогообложения определяется исходя из размера арендной платы, указанного в договоре аренды.

Следует отметить, что налоговый агент в понимании НК Украины – это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента – юридического лица, инвестор (оператор) по соглашению о распределении продукции, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разд. IV этого Кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разд. IV этого Кодекса.

Поскольку ФЛП является самозанятым лицом согласно ст. 14 НК Украины, то он, соответственно, является налоговым агентом физического лица, получающего доход, и на него возложена обязанность по начислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц и военного сбора в бюджет с суммы арендной платы.

Доходы, начисляемые ФЛП физическому лицу – арендодателю за предоставление им в аренду помещения для осуществления хозяйственной деятельности, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 18 %. Кроме того, такой доход арендодателя – физического лица является объектом обложения военным сбором. Ставка военного сбора составляет 1,5 % объекта налогообложения.

Что касается отчетности, то в соответствии с п. 176.2 ст. 176 НК Украины лица, являющиеся налоговыми агентами, обязаны представлять в контролирующий орган по месту своего расположения отчет по форме № 1ДФ в сроки, установленные НК Украины для налогового квартала, то есть в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Согласно п. 119.2 ст. 119 НК Украины предусмотрена ответственность налогового агента за непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, а также суммах полученной оплаты от физических лиц за товары (работы, услуги), если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств плательщика налога и/или к смене плательщика налога – влекут за собой наложение штрафа в размере 510 гривен. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, – влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 гривен.

Однако в данной ситуации кроме нарушения представления отчетности налоговый агент – арендатор также нарушил правила начисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов, что определено ст. 127 НК Украины, за что также предусмотрена ответственность.

Кроме того, при начислении суммы налогового обязательства, определенного налогоплательщиком или налоговым агентом, после истечения 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, начисляется пеня (пп. 129.1.3 п. 129.1 ст. 129 НК Украины).

Согласно п. 129.4 данной статьи на суммы денежного обязательства, определенного пп. 129.1.3 п. 129.1 ст. 129 НК Украины (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени), начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в его уплате, включая день погашения, из расчета 100 % годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на каждый такой день.

Итак, если самостоятельное исправление ошибки начисленной (уплаченной) суммы военного сбора привело к увеличению налогового обязательства, к налоговому агенту применяется ответственность в виде штрафа (п. 127.1 ст. 127 НК Украины) и после истечения 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства, начисляется пеня.

К сожалению, действующим законодательством не предусмотрено освобождение плательщика налога от ответственности в сложившейся ситуации.

ВЫВОД:

С учетом изложенного выше анализа действующего законодательства, считаем необходимым предложить следующий алгоритм действий арендатора, являющегося ФЛП, и которого арендодатель не уведомил о прекращении последнего в качестве физического лица – предпринимателя:

1. Представить отчет по форме № 1ДФ за прошлый отчетный период, в котором должны были быть отражены такие налоговые обязательства, и начислить сумму налогового обязательства.

2. Уплатить штрафные санкции (штраф и/или пеню) за представление с нарушением установленных сроков отчета по форме № 1ДФ и нарушение срока начисления налоговых обязательств.

3. Взыскать денежные средства, уплаченные арендатором при привлечении его к ответственности, как убытки с арендодателя. Ведь именно действия арендодателя поспособствовали привлечению арендатора к ответственности и нанесли последнему материальные убытки.

По материалам :Закон&Юрист