Недобросовестная конкуренция и ее влияние на имидж компании

12 / 08 / 2019

Эффективная и бескомпромиссная борьба с недобросовестной конкуренцией являются одним из приоритетных направлений работы по осуществлению экономической политики в государстве.

Однако, несмотря на огромную законодательную базу, к сожалению, встречается множество случаев нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. А обнаружив подобные факты относительно собственного бизнеса, его владельцы не всегда достаточно юридически подкованы, чтобы провести судебную защиту своих прав и восстановить испорченный имидж компании.

Как известно, деловую репутацию конкретный участник рыночных отношений или его продукция приобретает вследствие сложной маркетинговой кампании, рекламы товаров, оценки собственного сервиса, улучшение стандартов обслуживания клиентов или качества требует от владельца значительных вкладов - и не только финансовых.

Неправомерное использование такого актива третьими лицами создает у потребителя товаров или услуг ложное впечатление о происхождении товара из другого источника или иллюзию связи их продукции с производителем, который наилучшим образом себя зарекомендовал.

Понятие недобросовестной конкуренции, ее виды и формы

Под понятием "недобросовестная конкуренция" следует понимать любую противоправную деятельность субъектов хозяйствования, противоречит общепринятым правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности. То есть неправомерное получение в процессе осуществления предпринимательской деятельности преимуществ и создание в момент конкуренции и называется "недобросовестная конкуренция".

Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" определяет такие формы проявления недобросовестной конкуренции, однако не исключительно:

• неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; неправомерное использование товара другого производителя; копирование внешнего вида изделия;
• сравнительная реклама;
• неправомерный сбор коммерческой тайны;
• дискредитация субъекта хозяйствования;
• купля-продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг с принудительным ассортиментом; 
склонение к бойкоту субъекта хозяйствования;
• подкуп работника покупателя;
• склонение поставщика к дискриминации покупателя;
• склонение предприятия к расторжению договора с конкурентом;
• подкуп работника поставщика;
• достижение неправомерных преимуществ в конкуренции;
• разглашение коммерческой тайны;
• склонение к разглашению коммерческой тайны;
• неправомерное использование коммерческой тайны.

Относительно видов недобросовестной конкуренции, то действующим законодательством предусмотрено такие:

• неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования;
• создание субъектом хозяйствования препятствий в конкуренции;
• незаконный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны.

Более подробно остановимся на одном из видов недобросовестной конкуренции для анализа ее влияния на имидж компании.

Одним из самых распространенных видов нарушений является неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования. Этот вид нарушения заключается в:
недобросовестной рекламе. А именно в распространении рекламы, в которой содержится любое сравнение с товарами, услугами, работой или деятельностью другого субъекта хозяйствования;
недобросовестному использовании товара другого производителя - введение в обращение чужого товара под своим обозначением, путем изменения или уничтожения обозначений реального производителя без его разрешения. Например, правонарушители подменяют товары худшего качества более качественными или известными товарами. Таким образом, не происходит незаконного использования торговой марки конкурента, но нарушается его деловая репутация
копировании внешнего вида изделия - это, по сути, воспроизведение оригинальной формы товара, однако без указания собственно производителя копии, не позволяет однозначно определить принадлежность товара и приводит к смешиванию субъектов хозяйствования - конкурентов. Объектами правонарушения становятся форма, рисунок, цветовое оформление, предназначенные для эстетических и эргономических нужд, являются объектами промышленного образца;
неправомерном использовании чужих обозначений, рекламных материалов или упаковок. Речь идет об использовании чужим знаком для товаров и услуг, фирменным наименованием, а также другими обозначениями без официального разрешения уполномоченного на то лица. Кроме того, сюда также входит использование рекламных материалов, оформления упаковки товаров, названия художественных или литературных произведений, периодических изданий, названий происхождения товаров и т.п., что может привести смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования, у которого есть приоритет на их применение.

Весомым правонарушений в этом аспекте является не только размещения идентичной торговой марки конкурента на товары, не принадлежащих ему, но и создание подобного до степени смешения между товарными знаками, обозначающими продукцию различных производителей. А это значит, что любой компонент имиджа компании или ее товаров может быть использован конкурентами.

ВЫВОД:

На основании указанных видов и последствий проявления недобросовестной конкуренции предприятие может рассчитывать на собственные силы и заняться самозащитой от неправомерных действий конкурентов, но на практике это не всегда действенно. Поэтому целесообразно обратиться к квалифицированным специалистам, которые подберут наиболее результативный механизм защиты компании.

По материалам "Юрист&Закон"