Новеллы законодательства о финансовом мониторинге. Чего ждать?

27 / 04 / 2020

Как уже известно, 28 апреля 2020 вступает в силу новый Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - Закон).

Закон значительно изменяет процедуру финансового мониторинга. Рассмотрим основные нововведения:

1) Предусмотрено увеличение размера суммы финансовой операции, которая будет подлежать финансовому мониторингу, со 150 000 грн до 400 000 грн. и изменены (уменьшены) признаки, по которым такие операции будут относить к рисковым. Так, при наличии хотя бы одного из следующих признаков, финансовая операция подлежит мониторингу:

  • зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы один из участников финансовой операции или банк такого участника находится в государстве (юрисдикции), не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения;
  • финансовые операции с публичными деятелями;
  • финансовые операции по переводу средств за границу, в том числе, в государства, которые отнесенны Кабинетом Министров Украины в оффшорные зоны; 
  • финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

2) Законом введено понятие надлежащей проверки клиента, которое включает в себя:

  • идентификацию и верификацию клиента;
  • установление конечного бенефициарного владельца клиента;
  • установление цели и характера будущих деловых отношений или проведения финансовой операции;
  • проведение на постоянной основе мониторинга деловых отношений и финансовых операций клиента, осуществляемых в процессе таких отношений, на соответствие таких финансовых операций имеющейся в СПФМ информации о клиенте, его деятельности и риск (в том числе, в случае необходимости, о источник средств, повязкам связанных с финансовыми операциями)
  • обеспечения актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте.

В зависимости от степени риска могут применяться и упрощенные меры надлежащей проверки, или наоборот при высоком риске - усиленные меры надлежащей проверки.

3) Закон предусматривает возможность дистанционной верификации клиента без его обязательного присутствия.

4) Закон значительно ужесточает требования к выявлению конечных бенефициаров субъектов, осуществляющих финансовые операции. В частности, с целью установления конечного бенефициарного владельца, субъекты первичного финансового мониторинга должны потребовать у клиента, кроме структуры собственности и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований:

  • касательно траста (других юридических образований) устанавливает лица, которые осуществляют решающее влияние на его деятельность (в том числе через цепочку контроля / владения)
  • имеет право использовать данные, содержащиеся в официальных документах, официальных и / или других источниках;
  • принять надлежащие меры для проверки достоверности информации относительно конечного бенефициарного владельца и убедиться, что он знает, кто является конечным бенефициарным владельцем (при его наличии), осуществляя обоснованные меры для понимания права собственности (контроля) и структуры собственности.

Обращаем внимание, что в случае выявления каких-либо различий в результате осуществления проверки субъектами первичного финансового мониторинга и информации из государственного реестра, последний обязан сообщить Государственной службе финансового мониторинга. За невыполнение указанной обязанности к субъекту первичного финансового мониторинга может быть применена ответственность.

5) Закон обязывает субъекта первичного финансового мониторинга применять риск-ориентированный подход, учитывая соответствующие критерии риска, при этом учитывать Национальную оценку рисков, рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга.

 6) Все денежные переводы в пределах Украины до 30 тыс. должны содержать:

  • касательно плательщиков: номер счета / электронного кошелька или уникальный номер электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода) / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования; 
  • касательно получателя: номер счета или уникальный номер электронного платежного средства получателя / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования, а при отсутствии счета / электронного кошелька - уникальный учетный номер финансовой операции.

Все денежные переводы в пределах Украины, превышающие размер 30 тыс.грн. должны содержать информацию о плательщике (инициатора перевода) и получателя перевода средств:

  • если физическое лицо - фамилия, имя и отчество; номер счета, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета - уникальный учетный номер финансовой операции; 
  • если юридическое лицо (трасс) - полное наименование, номер счета, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета - уникальный учетный номер финансовой операции.

8) Со вступлением в силу Закона, субъекты первичного финансового мониторинга обязуются немедленно заморозить активы лиц, включенных в перечень тех, кто связан с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, тех, кто осуществляет финансовые операции от имени или по поручению лиц, включенных в перечень лиц, и тех, которыми прямо или косвенно (через других лиц) владеют или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, включенные в перечень лиц. Также субъекты первичного финансового мониторинга обязуются сообщить Госфинмониторинг и СБУ о таких действиях.

9) Увеличена ответственность за нарушение требований законодательства о финансовом мониторинге.

Подытоживая стоит отметить, что данный закон является таким, что приводит процедуру финансового мониторинга в соответствие с европейскими стандартами и нормами, в частности Рекомендаций FATF, норм 4-й Директивы (ЕС) 2015/849 «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма »и Регламента (ЕС) 2015/847« Об информации, сопровождающей денежные переводы », однако в то же время содержит свои недостатки.