17 / 11 / 2016
Мовою оригіналу
ВОПРОС Мы живем в киевской новостройке. В июне 2015 года на наш дом ГАСИ был выдан Сертификат о соответствии завершенного строительством объекта. Летом 2016 года дом получил почтовый адрес, а инвесторы – права собственности на квартиры. На днях застройщиком была предпринята попытка нарисовать на фасаде нашего дома логотип строительной компании. Мотивируют тем, что так запланировано проектной документацией. На вопрос, почему это происходит через полтора года после введения в эксплуатацию, четкого ответа не дают. Первую попытку отбили, но не уверен, что отобьем вторую. Как нам быть и правильно поступить с правовой точки зрения? Может ли застройщик задним числом вносить изменения в проект?
Евгений Власов, юрист АФ GORO Legal ОТВЕТ Согласно абз. 2 п. 3 Порядка приема в эксплуатацию завершенных строительством объектов (постановление КМУ от 08.09.2015 № 750) прием в эксплуатацию объектов, относящихся к IV и V категориям сложности, осуществляется на основании акта готовности объекта к эксплуатации путем выдачи органами государственного архитектурно-строительного контроля сертификата. При рассмотрении вопроса принятия в эксплуатацию объектов IV и V категорий сложности орган государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСИ) имеет право осматривать объект с осуществлением фото- и видеофиксации; отбирать образцы продукции; назначать экспертизу; получать проектную и исполнительную документацию, определенную строительными нормами, государственными стандартами и правилами; получать материалы, сведения, справки, объяснения по вопросам, возникающим в ходе осмотра объекта; а также привлекать в случае необходимости учреждения, организации, государственные органы.То есть уже при выдаче сертификата ГАСИ проверяет соответствие проекта строительства фактически построенному дому.
При этом необходимо обратить внимание и на то, что в случае приема объекта в эксплуатацию в I или IV квартале сроки выполнения отдельных видов работ по отделке фасадов и благоустройству территории могут быть перенесены, но только в связи с неблагоприятными погодными условиями, не позволяющими выполнить работы по отделке фасадов и благоустройству территории до окончания неблагоприятных погодных условий.
В случае наступления неблагоприятных погодных условий заказчик строительства осуществляет соответствующую запись в декларации или акте готовности объекта к эксплуатации, в частности указывает виды работ по отделке фасадов и благоустройству территории, которые переносятся до окончания неблагоприятных погодных условий.Таким образом, только при наличии отметки в акте готовности объекта к эксплуатации о возможности проведения отделочных работ после окончания неблагоприятных погодных условий застройщик может даже после введения в эксплуатацию выполнять определенные отделочные фасадные работы, к которым, в частности, могут относиться и работы по размещению логотипа на фасаде.
Размещение на фасаде дома логотипа уже после введения в эксплуатацию жилого комплекса без наличия отметки о возможности выполнения отделочных работ в акте о готовности объекта к эксплуатации может расцениваться как реклама. Согласно п. 4 Типовых правил размещения внешней рекламы (постановление КМУ от 29.12.2003 № 2067) на территориях, домах и сооружениях наружная реклама размещается по согласию их владельцев или уполномоченных ими органов (лиц) с учетом архитектурных, функционально-планировочных, историко-культурных факторов, типологии элементов местной среды и с соблюдением правил благоустройства территорий населенных пунктов.Итак, рекомендуем коллективно обратиться одновременно в КГГА, чтобы выяснить, подавались ли документы для получения разрешения на размещение наружной рекламы по указанному адресу дома, а также в Государственную архитектурно-строительную инспекцию в г. Киеве – для получения информации о возможности проведения заказчиком строительства отделочных работ, их видов и сроков выполнения. В случае конфликтных ситуаций не лишним будет обратиться в правоохранительные органы в целях выяснения всех обстоятельств спора.
По материалам: Юрист & Закон. Аналитическое издание