Перевірки від інспекції з питань праці: контрольний постріл по бізнесу?

02 / 06 / 2017

Мовою оригіналу

Евгений Власов,  ведущий юрист АФ GORO Legal  

Государство "любит" контролировать, надзирать, а еще запрещать и штрафовать. За последние три года вместо создания новых рабочих мест и комфортных условий для ведения бизнеса имеем заоблачные штрафы, бесконечные проверки в условиях моратория, а также двойное повышение минимальной заработной платы. Предприниматели в многолетних боях с таможенными и фискальными органами выработали определенные лазейки и эффективные способы защиты своих прав при проверках. Поэтому у должностных лиц возникла необходимость в модификации контроля через предоставление государственному органу широких полномочий надзора. Этим органом стала инспекция по труду. 

В конце апреля этого года Правительство приняло постановление "Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" (далее – Постановление), которое призвано обновить и заменить правительственные акты, касающиеся проведения проверок и наложения штрафов. 

Так, согласно данному Постановлению государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в двух формах: – инспекционные посещения и  – невыездные инспекции инспекторами труда, Гоструда и его территориальными органами, а также представителями исполнительных органов местного самоуправления. 

Фактически посетить и проконтролировать могут и чиновники органов местного самоуправления, главное чтобы было удостоверение и конкретное лицо было включено в реестр удостоверений инспекторов по труду. Итак, отныне "проверка" стала "инспекционным посещением" и согласно п. 10 Постановления, не может продолжаться более 10 рабочих дней, а для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства – 2 рабочих дней.

 В целом, в зоне риска все предприятия страны, поскольку к классическим основаниям для проведения государственного контроля, таким как наличие задолженности по выплате заработной платы, ЕСВ, НДФЛ, а также жалоб от самих работников на своих работодателей, добавились и новые: 1) анализ имеющейся информации, размещенной в открытых источниках, СМИ, а также  2) сведений, полученных от фискальной службы о несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности; фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом; 3) сведений пенсионного фонда о работодателях, начисляющих заработную плату меньше минимальной; работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 % и более; работниках, выполняющих работы (предоставляющих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года; работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет меньше суммы начисленной индексации; работодателях, у которых 30 % и более работников работают на условиях гражданско-правовых договоров. 

Благодаря полномочиям, определенным положениями Постановления, инспекторы по труду при наличии служебного удостоверения имеют право:  

1) при инспекционных посещениях самостоятельно и в любое время суток, с учетом требований законодательства об охране труда, проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;  

2) ознакомливаться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию/сведения по вопросам, являющимся предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, в целях проверки их соответствия нормам законодательства, а также получать заверенные объектом посещения их копии или извлечения; 

3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные пояснения; 

4) при наличии признаков уголовного правонарушения и/или создания угрозы безопасности инспектора по труду привлекать работников правоохранительных органов;

5) требовать предоставления рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками по предмету инспекционного посещения; 

6) фиксировать проведение инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники; 

7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездной инспекции. 

Итогом инспекционного посещения станет предписание или требование инспектора, которые могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа инспекции по труду. В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение можно обжаловать руководителю или заместителю руководителя. Однако при наличии штрафа придется идти в суд, ведь процедура двухуровневого обжалования, как для предписания и требования, не предусмотрена. Кроме того, в случае обжалования штрафа стоит не забывать о сроках обращения в суд.

Так, согласно ч. ч. 4, 5 ст. 99 КАСУ, если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездействие субъекта властных полномочий. Для обращения в административный суд в целях обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок (для примера, определение Сумского окружного административного суда от 12.07.2016 по делу № 818/706/16, постановление Ивано-Франковского окружного административного суда от 30.11.2016 по делу № 809/1682/16). Согласно п. 9 постановления КМУ "Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушения законодательства о труде и занятости населения" от 17.07.2013 № 509 штраф необходимо уплатить в течение месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель уведомляют уполномоченное должностное лицо, составившее постановление о наложении штрафа. Неуплаченные в добровольном порядке штрафы взимаются органами государственной исполнительной службы (в отношении штрафов, предусмотренных ч. 2 ст. 265 Кодекса законов о труде Украины).

Государство получает поступления от штрафов за счет работодателейнарушителей, а что от инспекционных посещений получит работник? Думаю, лишь моральное удовлетворение и, возможно, решение суда о выплате определенной компенсации, но для этого необходимо будет неплохо "повоевать" не один год в судебных инстанциях. Впрочем, за это время работодатель уже будет находиться в состоянии прекращения вследствие "контрольного выстрела" службы труда – штрафа. 

По материалам: Аналитическое издание Юрист и Закон