22 / 12 / 2016
Мовою оригіналу
ВОПРОС:
Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности", а также большой массив государственных строительных норм устанавливают требования, являющиеся обязательными для застройщиков при осуществлении градостроительной деятельности. Что делать, если застройщик из- за непредвиденной ситуации столкнулся с невозможностью соблюдения конкретного положения ГСН?
ОТВЕТ:
Согласно статье 5 Закона Украины "О строительных нормах" (далее – Закон № 1704) и п. 19 Порядка разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденного приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины № 122 от 23.03.2012 года, обоснованные отклонения от строительных норм, обеспечивающих соблюдение установленных требований безопасности способом, не предусмотренным строительными нормами, могут быть согласованы субъектом нормирования в соответствии с установленным им порядком.
В ст. 5 Закона № 1704 зафиксировано, что к субъектам нормирования в строительстве относятся: центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры; министерства, к полномочиям которых относятся вопросы по нормированию в строительстве.
Кроме того, в ч. 1 и ч. 5 ст. 10 Закона № 1704 определено, что центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры, осуществляются разработка, утверждение и внесение изменений в государственные строительные нормы, признание их утратившими силу, а также согласование обоснованных отклонений от строительных норм, обеспечивающих соблюдение установленных требований безопасности способом, не предусмотренным строительными нормами, в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры.
В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития, строительства и жилищно- коммунального хозяйства Украины Минрегионстрой является центральным органом исполнительной власти, который входит в систему органов исполнительной власти и является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной жилищной политики и политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, Минрегионстрой осуществляет полномочия центрального органа исполнительной власти по нормированию в строительстве.
Таким образом, именно Минрегионстрой является субъектом нормирования в строительстве, который наделен полномочиями осуществлять нормирование в строительстве, определять порядок согласования обоснованных отклонений проектов от строительных норм, а также осуществлять согласование обоснованных отклонений проектов от строительных норм.
Порядком согласования в Министерстве регионального развития и строительства обоснованных отклонений от действующих строительных норм в проектной документации при проектировании и внесении изменений в проектную документацию объектов промышленной застройки и инженерно- транспортной инфраструктуры, утвержденным приказом Министерства регионального развития и строительства Украины № 301 от 04 июля 2008 года, определен порядок обращений заинтересованных организаций относительно согласования обоснованных отклонений от действующих строительных норм в проектной документации при проектировании и внесении изменений в проектную документацию объектов промышленной застройки и инженерно- транспортной инфраструктуры (далее – Объект), а также принятия соответствующих решений в Минрегионстрое об их согласовании и дальнейшем сопровождении.
1. Заинтересованные организации обращаются письмом к Минрегионстрою о рассмотрении предпроектных предложений (проектных решений) относительно возможности проектирования и внесения изменений в проектную документацию Объекта. В письме определяются основные технические особенности Объекта, а также обоснование принятых решений относительно параметров и необходимости такого строительства, предварительно согласованные в установленном порядке соответствующими органами власти, на территории которых предполагается такое строительство, а также соответствующими территориальными надзорными органами.
2. Отдел промышленной застройки и программ ЧАЭС по поручению руководства Министерства в срок до десяти рабочих дней рассматривает материалы обращений.
3. Материалы обращения предоставляются на рассмотрение соответствующим Базовым организациям по научно-технической деятельности в соответствии с приказом Госстроя Украины от 20.11.2003 № 191.
4. Вопрос относительно обоснованных отклонений от действующих строительных норм в проектной документации при проектировании и внесении изменений в проектную документацию Объекта выносится на заседание секции разработки и реализации государственных жилищных программ, промышленной застройки и программ ЧАЭС научно-технического совета Минрегионстроя.
5. После принятия решения о возможности проектирования и внесения изменений в проектную документацию Объекта Минрегионстрой извещает об этом письмом автора обращения. Если это решение отрицательное, Минрегионстрой письмом уведомляет о причинах отказа в согласовании.
6. Принятые Минрегионстроем решения учитываются Заказчиком при разработке проектной документации или внесении в нее изменений и предоставляются вместе с проектной документацией службам ГП "Укргосстройэкспертизы" в случае проведения комплексной государственной экспертизы проектной документации Объекта.
Таким образом, процедура согласования отклонений от ГСН занимает определенное время, однако наша практика показывает, что решение такого вопроса является вполне реальным. А следовательно, однозначно можно утверждать, что стоит один раз потратить время и продолжать строительство в рамках закона.
По материалам: аналитическое издание Юрист и Закон