Транспортний засіб як інвестиція: судово-митний аспект

10 / 10 / 2016

Євген Власов, юрист АФ GORO Legal

Мовою оригіналу

Иностранным инвестициям везде у нас дорога: таможенное оформление товаров, ввозимых в Украину в качестве взноса иностранного инвестора в уставной фонд с иностранными инвестициями, осуществляется в первоочередном порядке. Более того, товары, ввозимые на таможенную территорию Украины на срок не меньше трех лет иностранными инвесторами с целью инвестирования на основании зарегистрированных договоров (контрактов) или в качестве взноса иностранного инвестора в уставной капитал предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от уплаты ввозной пошлины. Однако учитывая положения Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования", предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налоги в соответствии с законодательством Украины. Под категорию "предприятие с иностранными инвестициями" с учетом положений украинского законодательства попали предприятия (организации) любой организационно-правовой формы, созданные в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном капитале которого, при его наличии, составляет не меньше 10 процентов (ст. 1 ЗУ "О режиме иностранного инвестирования", ст. 63 ХК Украины).

Кроме того, согласно предписаниям ст. 1 ЗУ "Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов хозяйствования, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения" на территории Украины к субъектам хозяйствования или другим юридических лицам, их филиалам, отделениям, обособленным подразделениям, включая постоянные представительства нерезидентов (далее – предприятия), созданным при участии иностранных инвестиций, независимо от форм и времени их внесения, применяется национальный режим валютного регулирования и взимания налогов, сборов (обязательных платежей), установленный законами Украины для предприятий, созданных без участия иностранных инвестиций. Инвестициями могут быть все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект, – начиная от средств, движимого, недвижимого имущества, заканчивая имущественными правами, техническими, технологическими знаниями в форме технической документации, производственного опыта.

До мая этого года для освобождения от уплаты ввозной пошлины иностранная инвестиция должна была быть зарегистрирована в соответствии с положениями постановления КМУ "Об утверждении Порядка государственной регистрации (перерегистрации) иностранных инвестиций и ее аннулирования" от 06.03.2013 г. № 139 местными государственными администрациями, но при этом надо было пройти изнурительные процедуры сбора всяческих справок, информационных сообщений в фискальных органах. С принятием 31 мая 2016 года Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены обязательности государственной регистрации иностранных инвестиций" необходимость регистрировать иностранную инвестицию для освобождения от уплаты ввозной пошлины отпала. Правда, этот Закон вступил в силу только 25 июня этого года. Обычно в качестве инвестиций в Украину попадали транспортные средства, которые вносились в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, однако со временем такое транспортное средство, будучи взятым на учет этого предприятия, передавалось в пользование другому субъекту хозяйствования, в связи с чем налоговики начисляли денежные обязательства.

Так, в соответствии с постановлением ВСУ от 18.09.2014 г. по делу под № 21-317а14 судом требования относительно уплаты в полном объеме всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством Украины на день ввоза автомобиля на таможенную территорию Украины, который был предварительно ввезен в Украину без уплаты соответствующих налогов и сборов в качестве взноса иностранного инвестора в уставный капитал предприятия, распространяются на предприятия с иностранными инвестициями в случае передачи такого автомобиля во владение или (и) в пользование. Такая позиция основывается на том, что в соответствии с п. 2 Заключительных положений ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования рынка автомобилей в Украине" от 07.12.2000 г. автомобиль, который был предварительно ввезен в Украину без уплаты (полной или частичной) предусмотренных законодательством налогов и сборов, на основании льгот, предоставленных законодательством, может быть отчужден или передан во владение, или (и) в пользование, или (и) в распоряжение только после уплаты в полном объеме всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством Украины на день ввоза автомобиля на таможенную территорию Украины. Кроме того, была признана приоритетность положений ЗУ "Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов хозяйствования, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения" от 17.02.2000 г. над положениями ЗУ "О режиме иностранного инвестирования" в части применения льгот в оплате пошлин и платежей при внесении инвестиций в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями.

Положениями ст. 3 ЗУ "Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов хозяйствования, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения" от 17.02.2000 г. были выведены вопросы валютного, таможенного и налогового законодательства, действующего на территории Украины, из-под регулирования специального законодательства Украины об иностранных инвестициях, государственных гарантий защиты иностранных инвестиций. Такой подход был разъяснен Конституционным Судом Украины в Решении от 29.01.2002 года по делу под № 1-17/2002. Кроме того, судом конституционной юрисдикции было указано, что положения части первой статьи 5 Закона Украины "Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов хозяйствования, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения" во взаимосвязи с другими положениями этого Закона являются основанием как для отказа в предоставлении, так и для прекращения ранее предоставленных льгот в сфере валютного и таможенного регулирования и взимания налогов, сборов (обязательных платежей) предприятиям с иностранными инвестициями, их дочерним предприятиям, а также филиалам, отделениям, другим обособленным подразделениям, включая постоянные представительства нерезидентов, независимо от времени внесения иностранных инвестиций и их регистрации.

Позиция Верховного Суда Украины не изменилась и в этом году (постановление ВСУ от 12.04.2016 года по делу под № 21-240а16). В этом деле, кроме правильности применения положений об освобождении от уплаты ввозной пошлины, предметом рассмотрения было еще и применение положений п. 123.2 ст. 123 НК Украины относительно ответственности в виде взыскания в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), подлежащих начислению без применения налоговой льготы, которая может быть применена только при наличии законодательно определенных назначения и/или условий или целей использования сумм средств, которые не уплачены в бюджет, и при условии доказывания использования таких сумм не по назначению и/или вопреки условиям или целям, определенным законом. По мнению фискальных органов, освобождение от уплаты ввозной пошлины при иностранном инвестировании транспортного средства является предоставлением налоговой льготы, а потому при отчуждении транспортного средства или передаче его в аренду, пользование другим лицам должны быть применены штрафные санкции, определенные п. 123.2 ст. 123 НК Украины. Однако Верховный Суд Украины пришел к выводу, что положения ЗУ "О режиме иностранного инвестирования", в соответствии с которыми было ввезено транспортное средство, не предусматривают и не определяют назначение и/или условия или цели использования сумм средств, которые не уплачивались в бюджет в результате применения установленной льготы, а потому применение ответственности, установленной пунктом 123.2 статьи 123 НК, безосновательно.

ВЫВОД: Следовательно, законодательством четко определено, что отчуждение, а также передача в пользование, аренду транспортного средства в пределах трех лет с момента растаможивания и постановки на баланс приводит к необходимости уплаты таможенных платежей и налогов, однако вопрос четкости и однозначности в возможности передачи в аренду, пользование инвестиции, отличной от транспортного средства, другому лицу в пределах трех лет остается открытым.

По материалам: Юрист & Закон. Аналитическое издание