10 / 01 / 2017
Мовою оригіналу
Вот что бывает, когда встречаешь в другой стране земляков. Планируешь выпить кофе, а в итоге начинаешь строить новый проект в Европе», — смеется глава совета директоров компании GEOS Максим Барбаш, не без гордости демонстрируя макет жилого комплекса ERKEL Residences, который уже к началу 2018 года вырастет в центре Будапешта. «Нас не раз спрашивали, зачем нам Европа. Мол, что, в Украине работы мало? Но все же очевидно. Там правила игры отрегулированы, тебе не нужно искать никакие обходные пути. И ты получаешь не только защиту бизнеса, хеджирование валютных рисков, но и колоссальный опыт, а также капитализацию своего имени», — говорит Барбаш.
Полную версию статьи смотрите в последнем выпуске журнала FORBES №1. Читать ПДФ версию можно по ссылке здесь.
За семь морей
GEOS — далеко не единственная компания, которая пытается строить за пределами Украины. Одним из знаковых проектов стал Kempinski Hotel & Residences Palm Jumeirah в Дубае, который реализовала компания «Познякижилбуд» на рубеже 2009–2010 годов. «Они мечтали запустить такой проект в Украине, но, к сожалению, пока не смогли. Видимо, на зарубежных цивилизованных рынках доходность меньше, однако и риски не так велики, как в Украине, поэтому там капитал работает эффективнее», — считает управляющий директор компании ARPA Real Estate Михаил Артюхов. Корпорация «Альтис‑ Холдинг» участвовала в строительстве научной лаборатории CEZAMAT в Варшаве, инвестиции в которую составили около 109 млн евро. По словам генерального директора компании Александра Глимбовского, «Альтис» занимался там в основном инженерными работами, а доля компании в проекте была около 15%. В 2015 году озвучивала планы строить в странах СНГ и компания ТММ. Но ее ген‑ директор Николай Толмачев говорить о них отказался. Впрочем, некоторые украинские игроки смогли осилить и более глобальные проекты. Так, группа «Основа» участвовала в строительстве автомагистралей в Венгрии, а также плотин в Алжире, Тунисе, Тоголезской Республике (Того). А компания «Альтком» была задействована в строительстве автомобильно-железнодорожного моста Атамурат-Керкичи в Туркменистане и в проектах по строительству аэропортов в Дашогузе и Туркменабаде.
Они пытались
Но успешным опытом могут похвастаться не все. Например, девелоперская компания «XXI Век» тоже пыталась пробовать свои силы за рубежом. Безуспешно. «К сожалению, или к счастью, мы так и не вышли на международный рынок. В 2007 году собирались участвовать в нескольких проектах по торговой недвижимости в Венгрии и в Польше. Но кризис тогда всех остановил, и мы сконцентрировались на локальном рынке», — вспоминает Олег Салмин, генеральный директор компании. Нередко барьером в другой стране для застройщиков становятся незнание локального рынка и сложности с получением необходимых разрешений. «В подобных проектах залог успеха — надежный локальный партнер, который помог бы разобраться с документами, разрешениями, поиском подрядчиков», — считает Салмин.
Поэтому зачастую украинские застройщики выступают девелоперами, а проект реализуют местные компании. «Выбор подрядчика‑резидента — наилучший вариант. При этом инвестор, к примеру, может давать право на использование своей торговой марки», — говорит Игорь Корнев, управляющий партнер адвокатской фирмы GORO legal. Важный вопрос — подбор команды и организация работы персонала в другой стране. Например, Юрий Карпенко, генеральный директор компании «Основа‑Солсиф», жалуется на то, что специалисты соблазняются более выгодными предложениями от местных застройщиков и бросают проект. Плюс ко всему украинские компании не всегда готовы к более жестким правилам игры, которые приняты в других странах. «Так, в Чехии для привлечения в строительные проекты средств физических лиц необходимо провести депонирование определенной суммы. И только потом открывается специальный счет, куда заводятся деньги инвесторов», — рассказывает Корнев. Тем не менее девелоперы уверяют, что зарубежные проекты им нужны отнюдь не для заработка, а для расширения портфолио, «прощупывания» новых рынков и получения нового опыта. «В Европе, например, высокие конкуренция и стартовые инвестиции. Потому что землю тебе приходится покупать очень дорого, строить — тоже. При этом коррупция и бюрократия — на минимальном уровне. Поэтому застройщики идут в другие страны не за прибылью, а для получения официального капитала и диверсификации портфеля», — считает вице‑президент компании UTG Игорь Мельник.
По материалам: Forbes Украина