City "Bogdanov"

15 / 12 / 2015

Маршрутные такси - самый распространенный вид общественного транспорта в Киеве. Сейчас в столице маршрутки обслуживают значительно больше направлений, чем автобусы, троллейбусы и трамваи вместе взятые. Самая популярная марка - это «Богдан». И если представить, что город – это живой организм, главными артериями которого являются маршруты общественного транспорта, то столичная «кровеносная система» нуждается в немедленном лечении.

Цены новые – качество старое

Особое недовольство у киевлян вызывает то, что цены на проезд в маршрутках регулярно растут, а вот качество обслуживания так и остается на прежнем уровне. Увы, грязь и запах в салоне, хамовитые водители, не очень чистые сидения, - всё это уже давно стало привычными признаками киевских маршруток.

Чтобы выяснить причины столь плачевного состояния автобусов, «Киев 24» обратился к собственнику транспортной компании и водителю с большим стажем Александру Лысенко. По его словам, за эстетическое состояние транспортного средства отвечает водитель, а вот все технические вопросы должен решать владелец маршруток. «Но что вы хотите от простых водителей, зачастую они приезжают из близлежащих райцентров, работают вахтовым методом по 3-4 дня и живут в общежитиях иногда даже без особых удобств. Один моется, а другой может зубы забыть почистить, а вы говорите убрать в салоне. Да и откровенно говоря, если учесть их график работы с 6 утра до 12 часов ночи все время за баранкой, на уборку маршрутки у них просто нет ни времени, ни сил», - объясняет Александр.

С ним полностью согласен водитель маршрутки Юрий Яремченко. «Вы думаете, что мы не моем машины? А кто собственно пачкает эти самые салоны как не пассажиры? И как в этом случае одному водителю за всеми уследить? Никак. И что ему в этом случае каждый день новые чехлы на сиденья покупать или сами сиденья? И за какие же это деньги делать?», - задает риторические вопросы водитель. 

Маршрутная арифметика

Понятно, потребитель услуг маршрутных такси, заплатив за проезд, имеет законное право получить качественное обслуживание. И, если водитель не может хорошо убрать в салоне (да и в принципе, это не его работа, ведь сотрудники офисов не наводят чистоту у себя на работе), для этого существуют специализированные клининговые компании, которые могут это сделать быстро и качественно. И тут возникают следующие вопросы: кто должен за это платить? Другими словами – кому поступают деньги, полученные за проезд? По словам опрошенных водителей, в среднем в день они должны заплатить около 800-900 грн за топливо, 1 тыс. грн - владельцу транспортного средства, 30-40 грн.  - диспетчеру. Все, что сверх этого, – заработок того, кто сидит за баранкой, примерно 300-500 грн. Не так уж и много за 12-16 часов работы.

Исходя из приведенной арифметики, больше всего зарабатывают собственники маршруток. Если посчитать, в месяц одна машина приносит в среднем 30 тыс. грн. Тогда, с учетом цены нового «Богдана» стоимостью $45-50 тыс., автобус может окупиться в течении 3-4 лет.

Но, по словам собственника небольшого автопарка, пожелавшего остаться неизвестным, не все так замечательно. «Меньше года назад я купил 4 новых «Богдана». И могу с уверенностью сказать: если бы представилась такая возможность, я бы их с радостью «сплавил». Или: хочешь проблем – купи автобус нашего производителя. Несмотря на то, что машины новые, постоянно приходится их ремонтировать и менять выходящие из строя запчасти. Конечно, обвинять во всем производителя также не стоит. Вносят свою лепту в разрушение машин и наши дороги. Так или иначе, особой прибыли ждать не приходится», – сетует собственник машин.

Его слова полностью подтверждает и Александр Лысенко. «На самом деле пассажирские перевозки сейчас бизнес с очень низкой прибылью - мы выживаем. Кузов «Богданов» уже через два года начинает приходить в негодность, потому что производитель экономит на всем, поэтому машины проработав несколько лет на маршруте похожи на развалины», – отмечает бизнесмен. Становится ясно, что о клининге салона приходится только мечтать… 

Как же быть?

По мнению Лысенко, решить все вышеперечисленные проблемы могут лишь местные власти. Причем не стоит «изобретать велосипед» –  просто необходимо перенять опыт европейских стран, который проверен годами и успешно работает. «Надо как за границей, переходить на коммунальный транспорт. Лично я, будучи пассажиром, не сажусь в маршрутки, а ожидаю троллейбус или трамвай», - рассказывает Александр. Выбор водителя со стажем не случаен. Как ни крути, когда вы садитесь в автобус, на первом месте – безопасность перевозки, а стоимость проезда и чистота салона идут уже после. А сейчас маршрутные такси считаются самым опасным видом общественного транспорта. Кроме усталости, водители маршруток зачастую могут приходить на работу после вечерних возлияний.

Кроме этого, по словам «бывалых», сейчас права категории Д (дают право на вождение автобуса), могут получить даже водители с небольшим стажем, прошедшие двухмесячные курсы. Поэтому решать проблемы маршрутных такси нужно начинать со строго отбора водителей по их квалификации. Категория Д должна получаться человеком со стажем, обладающим опытом и профессионализмом. Ведь на дороге принимать решения необходимо мгновенно, следовательно, должны быть выработаны рефлексы. А как парень в 20 лет может наработать такие навыки? Но, учитывая условия работы и заработок маршрутчиков, профи только в крайнем случае идут за баранку видавшей виды машины. Более опытные и квалифицированные водители в основной своей массе давно сидят за рулем личных или фирменных автомобилей.

Однако, если оставить за скобками грандиозные планы властей по замене маршруток и ситуацию «в идеале», то как же быть горожанам, которым надоело платить за некачественные услуги? Мы поинтересовались у юриста, сотрудника адвокатской фирмы Goro Legal, Дарьи Волынской.

«Для разрешения проблемных ситуаций КП «Киевпастранс» создало электронную почту (monitoring@kpt.kiev.ua), на которую каждый может написать письмо-обращение (или жалобу) с разъяснением ситуации. Сотрудники «Киевпастранса» обещают отвечать в максимально короткие сроки. В частных компаниях можно обращаться по указанному в транспортном средстве телефону со своими жалобами и предложениями. Также можно звонить и в Коммунальную службу перевозок. Пассажир также может обратиться в территориальное отделение защиты прав потребителей, местную администрацию или подать иск в суд (кстати, потребители освобождаются от уплаты судебного сбора в случае нарушения их прав). Кроме того, на месте можно вызвать полицию.

В случае, если в автобусе находится больше пассажиров, чем предусмотрено по техническим характеристикам, водитель должен заплатить штраф в размере 170 грн. А в случае нарушения водителем правил остановки во время посадки/высадки пассажиров – до 255 грн. Штраф будет наложен в случае отклонения от маршрута, безосновательного отказа от предусмотренного льготного перевоза граждан. Кроме того, есть перечень действий, которые запрещены водителю во время работы: начинать движение до полного закрытия дверей и открывать их до полной остановки автобуса; менять маршрут и график движения; есть, пить, курить во время движения автобуса; отказывать пассажирам в обслуживании.

Каждый может способствовать предотвращению подобных нарушений. Обращайтесь в соответствующие инстанции, пишите жалобы или звоните по указанным номерам для устранения, казалось бы, мелких неполадок».

По материалам: Главный портал Города "Kiev24"