19 / 05 / 2016
Евгений Власов, юрист Адвокатской фирмы "Goro Legal"
Новый состав правительства решил не уступать предшественникам в активности проведения всевозможных реформ. В центре внимания снова таможня и налоги. Попытки наладить конструктивный диалог между властью и бизнесом традиционно пока не находят одобрения со стороны экспертов и предпринимателей.
Субординация
Основные аргументы государства – требования МВФ, оптимизация государственных органов, делегирование части полномочий местным органам власти. Если ознакомиться с мартовским планом действий КМУ, то складывается впечатление, что разработка и внедрение программного обеспечения, а также привлечение иностранных авторитетных экспертов в таможенной сфере должны разрешить все проблемы декларантов.
Следует обратить внимание, что законопроекты № 2176а и № 2177а, которые нацелены на то, чтобы сделать таможни структурными подразделениями областных управлений ГФС, были отправлены обратно на согласование в правительство еще в прошлом году. Однако в плане действий КМУ они по-прежнему среди приоритетных направлений.
Авто-мото
Тема со значительным снижением акцизов на импортные, подержанные автомобили (законопроект №3251 от 07.10.2015) все еще не закрыта, поскольку законопроект прошел лишь первое чтение. При этом следует понимать, что снижение акцизов предусматривается временно, а именно до 31 декабря 2017 года.
На протяжении 2015 года длилась таможенная эпопея с отменой сборов, акцизов и НДС на электромобили. Вносимые законопроекты в парламент предусматривали полную отмену НДС, ввозной пошлины и акцизов. По словам представителей Минэкономразвития, количество электромобилей, которые регистрируются в Германии – 13 тыс., в то время как в первой половине 2015 года количество зарегистрированных аналогичных транспортных средств в нашей стране составило лишь 231.
В итоге, в конце ноября прошлого года был принят и подписан Закон Украины № 822 «О внесении изменений в ЗУ «О таможенном тарифе Украины» относительно ввозной пошлины на электромобили». Данный нормативный акт начал действовать с 1 января 2016 года и им предусматривается отмена ввозной пошлины, а именно, 8%. Существенно на рынок электромобилей это коренным образом не повлияет, и не стоит ожидать, что Украина моментально станет раем для электромобилистов.
Попытки отменить НДС и акцизы на авто раз за разом натыкаются на подводные камни и непонимание депутатов в стенах парламента. На протяжении прошлого года соответствующие законопроекты дорабатывались, вносились на рассмотрение Верховной Рады, были и попытки сигнального голосования, однако все тщетно. В результате законопроект № 1912 был принят только в мае 2015 года и лишь в первом чтении. В феврале этого года этот документ не был даже включен в повестку дня.
Стоит отменить, что этим законопроектом предусматривается отмена НДС, как для отечественных производителей, так и для иностранных, кроме того, акцизный сбор также должен быть упразднен. Однако примечательно, что подобные мероприятия временны - период льгот продлится лишь до 2020 года.
Гармонизация
Тем временем была массово растиражирована новость о том, что с мая текущего года вступает в силу основная часть положений Таможенного кодекса ЕС, который был принят еще в 2013 году (Регламент (ЕС) № 952/2013), что, безусловно, напрямую касается украинских экспортеров. Среди нововведений – обмен таможенными документами в электронном виде, обязанность хранить документацию о таможенном оформлении товаров в течение 10 лет.
Что же сделали наши чиновники? Как всегда - ничего. Чуть более года назад, 22 апреля 2015 года, украинским правительством была принята программа имплементации норм ЕС в контексте подписанного Украины и ЕС Соглашения об Ассоциации. Украина взяла на себя обязательства в течение трех лет привести свое законодательство в соответствие с соответствующими положениями нормативно-правовых актов ЕС.
Министерство финансов Украины стало органом, ответственным за гармонизацию таможенных процедур Украины с европейскими. Если исходить из информации, размещенной на официальном сайте Минфина, то конкретного и честного плана действий по сближению Таможенного кодекса Украины и Таможенного кодекса ЕС нет. Это означает, что обновленные правила таможенного оформления будут действовать для украинских предприятий на границе с Евросоюзом. В то время как Украина не только не позаботилась о законодательном урегулировании, но элементарно не обеспечила даже информационной поддержки отечественным экспортерам в данном вопросе.
Медпрепарат
Лакомым кусочком для пополнения государственного бюджета является рынок лекарственных препаратов. В прошлом году временно до 2019 года были освобождены от обложения НДС, в частности, операции по ввозу на таможенную территорию зарегистрированных лекарственных средств и изделий; операции первой поставки производителем на территорию Украины зарегистрированных лекарств и медицинского оборудования.
Однако Минфин уже в рамках налоговой реформы намерен внести соответствующие законопроекты в парламент и отменить льготы по НДС. Цель – пополнить бюджет на 10 млрд. гривень, уравнять всех участников фармрынка и установить единую для всех ставку - НДС в 20%.
В целом действия государства в реформировании хоть какой-нибудь сферы такие же нелогичные и непоследовательные, как весеннее настроение у барышни. В свою очередь бизнес продолжает выстраивать процессы, исходя из принципа «власть на выдумки хитра».
По материалам: Бизнес