The controversy surrounding the Chamber of Commerce and Industry: it`s legislation and not officials to be changed.

Ovsii Dmytro
author
09 / 03 / 2016

БИЗНЕС анализирует конфликт вокруг Торгово-промышленной палаты Украины. Депутаты обвиняют руководство ТПП в злоупотреблениях при выдаче справок о форс-мажоре. При чем, в дело уже вовлечены и силовики, которые возбуждают уголовные дела, проводят обыски в квартирах руководителей ТПП и т.д. БИЗНЕС публикует мнения экспертов относительно этого конфликта. 

Прежде чем оценить юридические пути решения конфликта, нужно разобраться в статусе конфликтующих сторон.

С одной стороны конфликта — Торгово-промышленная палата (ТПП). Это негосударственная, неприбыльная самоуправляющаяся организация. Ее членами являются юридические лица и физические лица-предприниматели.

С другой стороны — группа депутатов. Депутаты не могут вести предпринимательскую деятельность, кроме владения корпоративными правами. Также они не могут занимать другую оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной и творческой. Таким образом, никто из депутатов не может принимать участие в управлении ТПП или быть ее членом.

Соответственно, в юридической плоскости депутаты не могут совершить никаких юридически значимых действий в отношении смены руководства либо управления ТПП.

Как уже было сказано выше, ТПП — самоуправляющаяся организация, независимая от государства и органов государственной власти. Депутаты же — носители мандата избирателей и представители законодательной власти.

Безусловно, они могут защищать права лиц, обратившихся к ним. Но защита прав одного лица граничит со свободой от вмешательства другого.

Сами же депутаты при принятии Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» не предусмотрели никаких механизмов депутатского воздействия или контроля за организацией. В законе четко установлен запрет вмешательства государственных органов и их должностных лиц в работу ТПП.

По моему мнению, депутаты не могут совершать никаких действий, направленных на решение этого конфликта, так как юридически его нет.

Даже если допустить, что описанная ситуация с выдачей справки о форс-мажоре имела место, надлежащим юридическим путем решения такой ситуации должно быть обращение в суд.

С другой стороны конфликта — руководство самоуправляемой организации. Именно законодатель определил порядок создания ТПП и передал им полномочия относительно фиксации форс-мажора и выдаче сертификатов о происхождении товаров.

Из описания конфликта я не увидел явных нарушений со стороны ТПП. В целом речь может идти о давление на самоуправляющуюся организацию, как это было в 2011-м году с профсоюзами, когда Генеральная прокуратура Украины в судах истребовала имущество Федерации профсоюзов Украины в пользу государства.

Государство должно задавать правила, а не вмешиваться в работу

Если процедура выдачи справок имеет изъяны, необходимо менять не руководство, а порядок избрания руководства и/или процедуру. К примеру, увеличить на законодательном уровне количество членов ТПП и ввести ценз для членов. На данный момент эта цифра составляет 50 учредителей. Реальная репрезентативность Торгово-промышленной палатой бизнеса региона – позволить нивелировать влияние на руководство фирм-марионеток.

Также возможно прописать процедуру выдачи справок о форс-мажоре, их критерии и принципы.

При этом нужно быть крайне аккуратными с такими изменениями в закон. Самоорганизация бизнеса и самоуправление как раз и заключается в том, что государство не должно вмешиваться в делегированные полномочия. Иначе мы получим ситуацию, как с налоговым законодательством, в котором закреплен принцип стабильности, равномерности и удобности оплаты, при этом законодательство является одним из самых изменчивых.

Но менять все-таки надо

Учитывая количество компаний в Украине, я оцениваю количество учредителей ТПП, как крайне малое. Ограниченное вступление в состав участников Палаты делает последнюю неким «закрытым клубом». За счет консервации состав учредителей ТПП не имеют репрезентативности и связи с реальным бизнесом региона.

Деятельность большинства саморегулирующихся организаций предусматривает свободное вхождение новых членов. Открытость и прозрачность. В работе ТПП это отсутствует. Что характерно не только ей, а многим самоуправляющимся организациям в Украине: профсоюзам, кооперации, правопреемникам советских общественных организаций (Союз писателей, Союз художников, Союз архитекторов).

По материалам: Бизнес